Суспільство
как проект «Кульпросвіт» несет культуру людям (фото) — УСИ Online

Главред Украинской Службы Информации Татьяна Милимко пообщалась с кураторами проекта Евгением Дворским и Анной Шестаковой.
Что такое Кульпросвіт? Как родилась организация? Для чего?
Изначально, общественная организация «Культпросвіт» создавалась для работы в трех очень важных направлениях: культура, архитектура, туризм в Одесском регионе.
Однако позже было решено определить направление более точно: предложить профессиональные оригинальные решения, дополнить своей деятельностью общую культурную палитру города и региона – предложить аудитории достойный культурный продукт с просветительской составляющей. Инструментом было выбрано именно кино, ведь это – один из важнейших и эффективнейших инструментов работы с аудиторией, в том числе и с просветительской целью.
А 5 лет назад, после очередного Одесского международного кинофестиваля, возникла идея сделать доступным праздник кино в других городах и селах, ведь не у всех жителей Одесской области есть возможность посетить ОМКФ, а кино вполне может приехать к ним.
Как выяснилось позже, на всю Одесскую область на тот момент существовало 3 действующих кинотеатра, не включая город Одессу. Что это значит? А это значит, что около 1 миллиона жителей не имеют доступа к просмотру кино на больших экранах.

На фото: Анна Шестакова
Что удалось сделать за пять лет работы? Чем гордитесь? А чего еще хотели бы?
«Культпросвіту» в этом году исполняется 5 лет! Поздравляем себя за нашу веру, оптимизм и целеустремленность в движении только вперед. За это время нам удалось реализовать более 10-ти проектов в Одессе и Одесской области:
- Кинотур областного значения «Одеська кінохвиля» по городам и поселкам Одесской области в 2017-2019 гг. (при поддержке Госкино и Одесской ОГА);
- «Социальные показы украинского кино» (при поддержке кинотеатра «Синема Сити Одесса») 2018-2019гг.;
- Кинопространство MOVIE ROOM ODESA – уютная площадка альтернативного, независимого, артхаусного, а также лучшего фестивального кино, 2019;
- Благотворительные показы в Зеленом театре Одесса (с БФ «Пчелка»);
- «КИНО В МУЗЕЕ | OPEN AIR ART (совместно с Одесским художественным музеем) в 2020 году;
- просветительский проект «Кино в театре» в сотрудничестве с Украинским театром им. В. Васылько;
- #незалежнікіновечори. Камерные кинопоказы украинских документальных фильмов.
Творческая команда «Культпросвіту» участвовала в организации таких масштабных событий, как Одесский международный кинофестиваль, «Чилдрен кинофест», Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусства LINOLEUM, организовывала в Одессе допремьерные показы украинского кино «Крути 1918», «Черкаси», «Людина з табуретом».
Мы по собственной инициативе в сотрудничестве с местными общественными активистами, работали над созданием Стратегии кинообслуживания в громадах Одесской области, которую уже начали реализовывать. Первым этапом внедрения нового сервиса для аудитории небольших городков и поселков стал проект передвижного кинотеатра под открытым небом – «Кіно під зорями». Он реализуется в партнерстве только с теми громадами, которые осознают важность и актуальность данного проекта для культурного развития, а также громадами, которые в перспективе будут выбраны для реализации второго этапа «Стратегии кинообслуживания в громадах Одесчины», – он планируется уже осенью этого года.
По задумке, новый проект «День кино» должен стать регулярным передвижным сервисом, который обеспечит территориальную доступность кинопоказов на большом экране для зрителей около 30 ключевых громад области, в которых нет кинотеатров.
Есть амбициозные планы масштабировать наши уже внедренные решения «Мандрівний кінотеатр «Кіно під зорями» и «День кино» в другие области и охватить всю территорию Украины)

На фото: Евгений Дворский
Сколько районов объездили за это время? Расскажите, что впечатлило?
Когда начинался наш первый проект «Одесская кинохвиля» мы сотрудничали с районными администрациями. Конечно давалось это нелегко, поскольку люди отвыкли от такого культурного досуга как просмотр кино. Нам пришлось проделать довольно долгий и сложный путь, чтобы найти единомышленников и воплотить задуманное. Мы успели побывать с кинопоказами в 19 районах. Потом «пришла» реформа децентрализации, и 26 районов перевоплотились в 91 территориальную громаду, с представителями которых необходимо заново строить коммуникацию.
На данном этапе это происходит в процессе организации кинопоказов передвижного кинотеатра «Кіно під зорями» – первого этапа внедрения «Стратегии кинообслуживания в Одесской области», которую мы разработали, ориентируясь на собранные данные, общенациональные исследования, а также международные стандарты и их внедрение в передвижном кино.
У нас случались интересные ситуации в дороге, на локациях и в коммуникации с властью и, конечно же, аудиторией. Где-то нас принимали как родных, радушно угощали и приглашали снова, а где-то нашу деятельность воспринимали «в штыки». Например, в одном из Домов культуры нам не разрешили установить экран, поскольку директор посчитала, что он настолько тяжёлый, что крыша здания может рухнуть (большинство домов культуры в Одесской области в очень плохом состоянии, а некоторые и вовсе разрушились).
В некоторых городах и поселках есть заброшенные кинотеатры, и местная власть не знает, что с ними делать. Есть Дом культуры, расположенный в бывшей конюшне, а есть монументальные здания сталинских времен с колоннами и гигантскими люстрами в зрительном зале. Тогда так строили, чтоб поднимать дух сельских жителей в послевоенное время.
На юге Одесской области были немецкие поселения и там «сохранились» кирхи (к сожалению, сохранились их руины, без крыш и окон, поросшие деревьями и травой). Отдельное внимание уделим инфраструктуре: дороги – это «пропасть»: бывало, чтобы проехать 20 километров, мы тратили до полутора часов времени.
Какие фильмы возили? Что люди воспринимают лучше?
Так сложилось, что, по сути, уже не один десяток лет кинообслуживанием жителей областей никто не занимался, не говоря уже об изучении их вкусов в сфере кино. Былая мощная система советского централизованного кинопроката после развала СССР прекратила свое существование, со временем стала устаревать и разрушаться ее инфраструктура – техника, кресла, помещения. Не без помощи людей, разумеется.
Мировой переход кинотеатральной индустрии в цифровой формат только усилил пропасть между доступом к кинопросмотрам на большом экране, существующую между жителями крупных городов с одной стороны и небольших городков, сел, поселков области – с другой. Как итог – старые кинотеатры пришли в негодность, а новые строить в небольших городах нерентабельно.
Кинотеатров нет, отсутствует возможность публичного показа, процессы отмирания культуры просмотров кино на большом экране достигают критических значений… Нам очень хотелось исправить это досадное недоразумение. Мы поставили себе амбициозную цель – сделать кинопоказы доступными для жителей области, предложив аудитории возродить культуру семейного посещения киносеансов как один из видов их культурного досуга. Но данных, на какие следовало ориентироваться при подборе репертуара, не существовало.
И мы решили эти данные собрать собственными силами, начали экспериментировать – собирать достойные разножанровые фильмы под разные концепты, учитывающие специфику и особенности локаций, целевой аудитории, времени года, национальный состав населения и другие немаловажные факторы.
За эти почти 5 лет мы реализовали множество разных проектов, легально возили украинское, европейское и мировое кино, общались после просмотров со зрителями, фиксировали их мнения, изучали их вкусы. Аудитория готова воспринимать кино на большом экране как полноценную услугу с легким контентом – комедия, романтика, мультфильмы (анимацию). Правда, подростки просили страшилки). Сейчас делаем больше акцент на современное украинское кино. Популяризируем Украину, украинский язык, культуру, ценности и патриотизм.
Во многих селах мы учитывали их особенности: например, подгоняли время сеансов по просьбе местных жителей, поскольку стадо коров с пастбищ возвращается в село ориентировочно на закате, и в это время подавляющая часть аудитории будет занята. Поэтому сеансы пришлось переносить на более позднее или раннее время, чтобы жители могли посетить киносеанс.

На фото: Татьяна Милимко
Какая поддержка еще нужна – со стороны ОТГ или киношников?
Возникла такая ситуация, что на данный момент не существует полноценного комплексного решения для того, как обеспечить эффективный легальный прокат фильмов, в том числе и национальных, на съемку которых выделяются средства из госбюджета, при этом не нарушая авторских прав.
С одной стороны, есть громада, которая не отказалась бы от идеи организовать показ фильмов, но при этом считает, что за авторское право и за организацию показа платить не нужно, поскольку скачать из интернета и незаконно показать в отвратительном качестве на непригодной для этого аппаратуре пиратскую копию фильма, скорее всего украденную и нелегально выложенную в сеть – это допустимо, поскольку до недавних пор это никто не контролировал. А раз не наказывают, значит – можно: зачем законы читать?
С другой стороны, есть собственник прав на фильм, который опасается того, что копию фильма «сольют» в сеть, поэтому крайне неохотно предоставляет свой контент для показа небольшим демонстраторам после окончания официального проката, даже за большие суммы. И получается, что в громадах показывают низкосортный пиратский шлак, а хорошие фильмы лежат на полках, и их зритель не из большого города может никогда и не увидеть.
Наша организация в рамках инициативы «Киномиссия» поставила себе цель проложить мост через эту пропасть: много общаемся и с громадами на предмет несовместимости хорошей репутации и демонстрирования пиратского контента, общаемся и с киностудиями и продакшнами, объясняя ситуацию, с просьбой пересмотреть условия передачи прав для сельской аудитории. Как результат нашей работы – действенный логистический механизм в кинопрокате и обеспечение громад качественным прокатным кино на регулярной основе.
Как выглядят ваши поездки?
Это именно то кинозакулисье, о котором не догадывается зритель – «мир по ту сторону экрана». Для того, чтобы поездка осуществилась, сначала нужно выполнить очень важную часть работы – подготовительную. Этим занимается наш координатор Анна Шестакова, именно она связывается с громадами, договаривается о визите, продумывает и просчитывает логистику, строит самый эффективный маршрут поездки.
К этому времени должны быть согласованы права на показ фильмов и получены их цифровые лицензионные копии. Когда команда, вместе с необходимым мобильным комплектом оборудования, готова, мы выезжаем. Формат «Кіно під зорями» предполагает выполнить команде некое чудо – техническую возможность за несколько часов адаптировать любую местность и превратить ее в площадку летнего кинотеатра под открытым небом.
Наши локации: стадионы, парки, поляны, лестницы… На самом деле – задача довольно сложная, ведь нужно продумать множество разных нюансов, практическую, техническую и эстетическую часть проекта. Каждый день – новая локация, новые вызовы, новые киновстречи и благодарные зрители, которые, как правило, начинают занимать места за несколько часов до начала сеансов.
После заката солнца, когда на небе появляются первые звезды, магия кино снова обретает силу – оживает большой экран, зажигаются гирлянды, готовится попкорн, в вечерней прохладе витает загадочная и романтичная атмосфера, все в предвкушении чего-то захватывающего – кинотеатр начинает свою работу.
После последнего сеанса – уже глубокой ночью – выполняется демонтаж оборудования, чтобы утром взять курс на новую локацию для киносвидания под звездами.
Чего не хватает украинской киноиндустрии, на ваш взгляд?
Ей не хватает адекватного регулирования и эффективного управления. Ведь киноиндустрия – это механизм, в котором должны слаженно работать все процессы, выполняя положенные на них функции: подготовка кадров для киностудий, дистрибьюторских компаний, кинотеатров; проектирование и изготовление аппаратуры в промышленных масштабах для съемки и показа кинофильмов, создание фильмов и их эффективный прокат в Украине и за рубежом, а также много других процессов, которые взаимосвязаны между собой. И если одна деталь выходит из строя, механизм вроде как работает, но толку от этого – никакого.
Отсутствие нужного количества и открытых специальностей в учебных заведениях для обеспечения киноиндустрии кадрами, приватизация и развал киностудий как полноценных площадок для создания новых фильмов; низкое качество кинопродукта из-за отсутствия подготовленных специалистов, тотальное нарушение авторских прав и процветание пиратства; один из самых низких показателей обеспечения кинотеатрами в Европе, малое количество экранов для эффективного кинопроката, отсутствие адекватной нормативно-правовой базы, государственная поддержка кинематографии, работающая только «на бумаге», и огромное количество других проблем, не совместимых с нормальным функционированием киноиндустрии.
Почему именно культура должна быть основой государства?
Страна – это люди. Именно от граждан зависит, каким курсом пойдет страна завтра. Пренебрежение культурой, финансирование ее по остаточному принципу – это самая большая стратегическая ошибка, которая может вести только к упадку.
Страну завтра будет определять новое поколение, которое сегодня только формируется. И воспитанием этого поколения должно заниматься государство с ранних лет. В противном случае – этим займется другое государство, и последствия могут быть непредсказуемы.
Фото: Наталья Довбыш
Ранее на USIonline.com — Музей сейчас — это живой организм, — куратор МСИО Андрей Сигунцов.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.
Война
Майбутнє Без обмежень: протезування військовослужбовців в Одесі

В Україні протезування безкоштовне. Але постраждалі внаслідок бойових дій не завжди поінформовані, або не вірять у можливості української медицини, тому часто шукають можливості протезування за кордоном. Так, для отримання якісного протеза в Україні потрібно пройти певні бюрократичні процедури. В Україні та Одесі встановлюють сучасні протези і роблять це безоплатно та якісно. “Дайджест Одеси” поспілкувався із військовослужбовцем, який переніс травматичну ампутацію та центром протезування, ортезування та реабілітації “Без обмежень” в Одесі.
Можна навчитись ходити та бігати, треба лише захотіти
Роман родом із Тернополя, а в Одесі живе близько 9 років. Минулого червня під час виконання бойового завдання в Херсонській області отримав уламкове поранення, що призвело до травматичної ампутації. Розповідає, що коли лежав у госпіталі у Вінницькій області, то щодня відчувався сильний фантомний біль, зараз вже рідше, але інколи ніби б’є струмом у нозі. У госпіталі було багато військовослужбовців зі схожими пораненнями і всі самостійно обирали центри для протезування.
“В перший день на протезі вже зміг піти, але не довго, бо розболілась нога. Це було у вересні. До протеза треба звикнути, адже нижче коліна нічого не відчуваєш. Тому не все відразу, а потрошки. Чим більше ходиш, тим більше навчаєшся. Наприклад, ходити сходами у переході. Зараз нормально себе відчуваю. Краще, коли нога своя, але можна навчитись ходити, бігати, треба лише захотіти. А до центру приходжу лише тоді, коли щось болить чи заважає, таке все ж трапляється. Тут перевіряють, замінюють необхідне”, — поділився військовослужбовець.


Ірина, представник центру “Без обмежень” в Одесі зазначає, що кожному дуже хочеться допомогти: “Наші герої заслуговують найкращого. Поки ми працюємо, то стаємо ніби сім’єю. Після ампутації людина психологічно почувається неповноцінною, ніби життя минуло. Ми ж намагаємось пояснити, що це не окрема річ, а нога. Важливо мати бажання ходити, я бачу людей, котрі горять бажанням та хочуть стати на протез. У них це вдається. Військові між собою тісно спілкуються, коли бачать позитивний досвід, то отримують більше прагнення. Адже вставати на протезі — страшно. Ми намагаємося показати, що все буде добре, і людина не залишиться з проблемою сам на сам”.

Хто та як може отримати протез коштом держави
Протези — це технічні засоби реабілітації, які можна безоплатно отримати від держави й водночас пройти реабілітаційний курс з користування ними. На них можуть претендувати:
- особи з інвалідністю;
- діти з порушеннями опорно-рухового апарату;
- військовослужбовці;
- мирні громадяни, які дістали поранення внаслідок військової агресії російської федерації проти України;
- ті, на кого поширюється дія Закону України «Про статус ветеранів військової служби, ветеранів органів внутрішніх справ, ветеранів Національної поліції і деяких інших осіб та їх соціальний захист».



Щоб отримати безоплатний протез або інший технічний засіб реабілітації слід пройти кілька кроків процедури:
- Подати заяву та повний пакет документів або до ЦНАП, або до органу соціального захисту населення, або через електронний кабінет особи з інвалідністю;
- Ознайомитися з інформацією про технічні засоби реабілітації та переліком підприємств, які забезпечують протезами в рамках державної підтримки;
- Отримати від Фонду соціального захисту інвалідів повідомлення про ухвалене рішення та сформоване електронне направлення;
- Звернутися до обраного вами підприємства із заявою. Пам’ятайте, ви маєте право поміняти підприємство на інше протягом 14 календарних днів з моменту звернення;
- На підприємстві вам підберуть протез та сформують замовлення для індивідуального засобу реабілітації або анкету для серійного засобу реабілітації.
- Вам потрібно перевірити та підписати замовлення або анкету;
- Після примірки протеза, якщо він вам підійшов, підпишіть замовлення або анкету повторно та акт приймання-передачі робіт;
- Отримайте протез, настанову щодо експлуатації та гарантійний талон.
Етапи протезування
Важливо, що пацієнт самостійно обирає центр у якому протезуватиметься. Жодна з організацій, яка займається документами чи лікарі не мають направляти. Людина ознайомлюється із переліком сертифікованих закладів, може поспілкуватись з працівниками та пацієнтами, прийняти рішення. Надалі у цьому ж підприємстві потрібно буде обслуговувати протез.
Після ампутації є можливості повернення до активного життя та соціального статусу. Початкові етапи складні та болючі, але для протезування потрібна правильно сформована кукса.
Пацієнт має рекомендації по догляду за раною, формуванню кукси, підтримці суглобів, техніці бинтування. Спочатку кінцівка набрякла, а для протезування потрібно, щоб щонайменше протягом 4 днів, вона не змінювалась у розмірі. Тоді протезисти роблять гіпсовий зліпок, куксоприймач та замовляють комплектувальні протезу. Далі приміряють, пробують, роблять приймач максимально комфортним. Це індивідуальний вибір, тому потрібно працювати безпосередньо з людиною. Неможливо точно сказати за який час людина зможе ходити, комусь і 30 хвилин достатньо, аби зрозуміти процес, комусь важче. Але тут взнаки дається вік, тяжкість поранень, бажання.




Перший час може траплятись підвищене потовиділення, але кукса адаптується. Також у 5-7% може виникнути індивідуальна непереносимість до матеріалів, тоді змінять метод фіксації. Ставши на протез, зменшується навантаження на хребет і тіло повертається до свого анатомічного положення. Протягом півроку-року кукса зменшується, зникає набряк і використовується спеціальна панчоха, аби заповнити втрачений об’єм.
Протези: мобільність, вартість, експлуатація
Важливу роль грає мобільність протеза, яка має чотири ступені. Українські військовослужбовці отримують протези із найвищою мобільністю, що за функціями та можливостям відповідає здоровій кінцівці.
На кожен протез є гранична ціна, яка для військових збільшена утричі. Тому комплектуючі дорожчі. Більшість колінних вузлів — механічні пристрої, що забезпечують зворотний зв’язок з пацієнтом, амортизацію при ходьбі і автоматичне розгинання.
Здебільшого деталі протеза замовляють у Великій Британії, Німеччині, Америці та Японії. “Без обмежень” має власне виробництво саме вузлів, опираючись на досвід іноземних колег, створили конкурентні вироби. І хоч цей засіб є дорогим, відсутність потреби у транспортуванні та розмитненні позитивно впливає на вартість.




“Одновісні вузли, які зображені на фото, виконані нашим підприємством, мають додаткову зону буфера для пом’якшення режиму ходьби. Усі вироби є гідравлічними та можуть застосовуватись із механічним кріпленням куксоприймача. Це потрібно для додаткової фіксації, якщо на кінцівці залишається мало м’яких тканин, аби людина не вислизнула із протеза”, — розповідає протезист центру “Без обмежень” Сергій.

Виготовлення протеза залежить від особливостей пацієнта, але при вторинному протезуванні займає близько 2-3 тижнів. Оптимальний час виготовлення протеза гомілки — 15 днів, а стегна — 20 днів.
Пацієнт отримує один основний протез та один гігієнічний для купання. Перший є більш функціональним, а другий — можна мочити. Основний протез експлуатується три роки, а гігієнічний — п’ять років. Після чого знову за державні кошти відбувається заміна протезів. На період використання передбачено і ремонт, проте його вартість не має перевищувати 70% від граничної вартості.
Є і спортивні протези, тут треба додати документи, які свідчать про потребу через заняття певними видами спорту. Українські ветерани беруть участь у спортивних змаганнях і перемагають. Нагадаємо, як маленька Саша Паскаль, яка у травні минулого року втратила ногу через ракетний удар по селищу Затока, вперше після трагедії виступила на змаганнях з художньої гімнастики. І перемогла.


Первинне протезування в Україні піднялось на багато щаблів вперед наразі, дуже високою ціною. Проте сьогодні ми можемо забезпечити наше населення якісними виробами і допомогти їм повернутись до соціального та активного життя. До того ж на початку потрібен нагляд протезиста, контроль ходьби, зміна куксоприймачів, обслуговування самого засобу. Із повномасштабною війною відзначили складність ампутацій, тяжкі поранення, проте нас це стимулює розробляти нове, аби українські захисники мали повноцінне майбутнє, яке нам і дарують!
Фото: «Без обмежень»
Война
Более 3 млн тонн агропродукции экспортировали из портов Большой Одессы

За период с 1 августа по сегодня, 14 сентября, из портов Большой Одессы вышло более 130 судов с продовольствием. Экспортировано 3,1 млн тонн агропродукции.
В Министерстве инфраструктуры Украины отметили, что всего из портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный» вышли уже 134 судна, в Азию — 71, в Европу — 44, а в Африку — 19.

Среди этих судов были и зафрахтованы Всемирной продовольственной программой ООН, противодействующей голоду в мире. Так украинская пшеница попала в Йемен и Эфиопию, где продовольственная катастрофа.
В планах экспортировать всеми видами транспорта не менее 8 млн тонн. Пока что самый большой караван, отправленный из портов Большой Одессы по этой инициативе составил 13 судов, которые перевозили 282,5 тыс. тонн украинской агропродукции.
Любопытно
В Одессе бесплатно проверят слух

В течение двух дней, 15-16 сентября, в Консультативно-диагностическом центре №6 пройдут Дни проверки слуха. Каждый желающий до 60 лет может бесплатно пройти аудиометрию и проконсультироваться с врачом.
Проверить слух можно с 09:00 до 17:00 в поликлинике №6, расположенной на ул. Маршала Говорова, 26а. Чтобы не было очередей, есть предварительная запись по номеру: (048) 797 28 88.
Аудиометрия позволяет оценить остроту слуха. Эту диагностику рекомендовано проводить раз в 5 лет, но если работаете или часто находитесь в шумных условиях – нужно проверять чаще. Обычно понижение слуха происходит постепенно, поэтому самостоятельно оценить себя невозможно. Имея аудиограмму, врач сможет предоставить рекомендации и профилактические мероприятия.