Аналітика
За два года президентства Зеленского у Украины впервые появился шанс для серьезного экономического прорыва / ГОРДОН
Немного остыв от впечатлений об итоговой пресс-конференции президента, давайте поговорим об экономике. Экономике второй половины 2019-го – первой половины 2021 годов. Давайте поговорим откровенно, стараясь избежать манипуляций и, насколько это возможно, субъективизма. Несмотря на то, что мы, конечно, находимся внутри процесса, поднимемся над ним, отставив в сторону личные симпатии и сконцентрировавшись исключительно на фактах, постараемся дать ответ на вопрос: каковы достижения команды Зеленского в экономической политике второй половины 2019-го – первой половины 2021 годов?
Начнем с того, что предрекаемой на президентских и парламентских выборах 2019 года катастрофы в виде дефолта, доллара по 80 грн и других апокалипсисов не произошло. Ни в 2019-м, ни в 2020-м, ни в 2021-м… «Зрада» – апокалипсис снова перенесен и снова не неопределенный срок. Несмотря на скоординированные и не очень крики глашатаев-провокаторов разных мастей.
А теперь к достижениям. Итак, по пунктам.
1. Деолигархизация.
Олигархи, т.е. «счастливчики», которым удалось объединить крупную частную собственность, контроль над СМИ и влияние на политиков – давно стали общепринятым абсолютным злом, борьбу с которым провозглашали все без исключения политические силы, параллельно активно с ними сотрудничая. Очевидно, что первым, кто стал бороться с этим явлением не только на словах, но и на деле стал президент Зеленский. Сначала приняв антиофшорный закон, а затем – начав реальную борьбу с олигархатом через инструмент санкций СНБО, президент твердо стал на путь борьбы с теми, кто считал и считает себя хозяевами жизни в нашей стране. Закон №466-IX (законопроект №1210) уже поднял на 50% самые низкие в мире ставки на руду и отменил несколько важных льгот для крупного бизнеса. Последний налоговый законопроект Минфина возвращается к вопросу равности налогообложения, отменяя налоговые льготы и ликвидируя пробелы в налоговом законодательстве. В этом ряду законопроект об олигархах – своеобразная точка невозврата в борьбе с олигархическим укладом экономики страны.
Однако очевидно, что олигархи не единственная проблема нашего общества. Не менее серьезной угрозой, в том числе и национальной безопасности страны, является теневая экономика. Существующие правоохранительные органы в лице Государственной фискальной службы оказались неспособны побороть ни контрабанду, ни нелегальный алкоголь, ни другой, с позволения сказать, «бизнес», построенный исключительно на уклонении от налогообложения. Проблема также была поднята президентом на наивысший уровень в государстве, что не только демонстрирует готовность Первого бороться с тенью и системным уклонением от налогов, но не оставляет шансов правоохранителям отделаться очередными рапортами об «успехах» борьбы с тенью в виде обысков, условно изъятого нелегального алкоголя и табака. Тем более, что президент подписал закон о Бюро экономической безопасности, шансов перейти в которое у нерадивых налоговых милиционеров все меньше.
2. Экономический рост.
По итогам 2020 года ВВП в реальном выражении сократился на 4% (по сравнению с «минус» 4,2%, ожидаемых МЭРТ и НБУ, «минус» 4,8% в макро-прогнозе КМУ, «минус» 8,2%, которые давал нам МВФ в последнем Мемо летом 2020 года). Мы упали меньше, чем по странам ЕС-27 и в целом сопоставимо со странами – новыми членами ЕС в нашем регионе (лучше, чем Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия). Эти показатели выгодно отличаются на фоне прошлого мирового финкризиса, где мы с «минус» 14,8% были одними из лидеров падения в мире. Основной вклад в падение ВВП внесло вполне объяснимое в период пандемии сокращение инвестиций, тогда как поддержку валовой добавленной стоимости оказали потребительские расходы домохозяйств, которые в реальном выражении выросли на 1,6%, что было поддержано ростом реальных доходов населения. По отраслям – положительный вклад внесли строительство, торговля, финансовый сектор, ICT, операции с недвижимостью и отдельные госуслуги (здравоохранение, оборона).
В четвертом квартале прошлого года экономика почти достигла докризисного уровня, однако в первом квартале 2021 года восстановление несколько замедлилось. Несмотря на ухудшение эпидситуации и риски частичных/полных локдаунов, прогнозы и оценки на 2021 год остаются сдержанно-оптимистичными.
Восстановительный рост (в годовом выражении) начнется во втором квартале 2021 года. По итогам года, по разным усредненным оценкам, реальный ВВП вырастет на 3,8–4,8%, т.е. с большой долей вероятности Украина отыграет падение за 2020 год уже в текущем году.
Скептикам, которые позитивные результаты состояния экономики в 2019–2021 годах объясняют благоприятной ценовой конъектурой внешних рынков, возразим, что да, конечно, рост цен на сырьевые группы товаров имеет место. Однако имеет место также программа «Большого строительства», программа «5–7–9%», новая программа МВФ, антиковидная помощь бизнесу и, конечно, беспрецедентная для кризиса макрофинансовая стабильность.
2. Сохранение финансовой устойчивости.
2.1. Инфляция ускоряется, однако остается под контролем и не выйдет на протяжении и по итогам года за рамки двузначного показателя.
В 2021 году инфляция ускоряется на фоне неурожая (подсолнечника, зерновых), роста мировых сырьевых цен и перекладывания производственной инфляции. В марте 2021-го годовая потребительская инфляция ускорилась до 8,5% по сравнению с 5% в декабре 2020 года, а базовая инфляция до 5,6%.
И хотя цель НБУ по инфляции (5 +/-1%) не будет достигнута в 2021году, в целом ценовая ситуация остается контролируемой. А Нацбанк прогнозирует возврат к целевому показателю 5% в первом полугодии 2022 года и дальнейшую стабилизацию на этом уровне. Отметим, что в прошлые эпизоды финансово-экономического кризиса инфляция была всегда выше 10% (2008 г. – 22,3%, в 2009 г. – 12,3%, в 2014 г. – 24,9%, в 2015 г. – 43,3%, в 2016 г. – 12,4%), а Украина была лидером по инфляции среди стран в регионе, чего не наблюдается сейчас (лидеры Турция и Беларусь, а инфляция на пике в третьем квартале достигнет максимум 9%).
Для сдерживания инфляции НБУ начал цикл повышения процентной ставки, новые раунды которого ожидаются в ближайшие месяцы.
2.2. Сохранение низких процентных ставок.
Учетная ставка. 5 марта НБУ повысил процентную ставку с исторического минимума 6% до 6,5% (год назад на эту же дату ставка составляла 11%), а в мае 2019 года – 17,5%. Только за первый год президентства Зеленского учетную ставку удалось уменьшить в три раза. И, несмотря на то, что учетная ставка НБУ в 2021 году была увеличена до 7,5%, это все равно является беспрецедентно низким уровнем, что содействует уменьшению ставок кредитования бизнеса и потребительских кредитов. По итогам февраля 2021 года ставка по гривневым кредитам для бизнеса (без овердрафта) снизилась еще дальше до своего исторического минимума 8,1% (11,9% в феврале 2020 г., 8,4% – в декабре 2020 года).
2.3. Сохранение устойчивости банковского сектора.
За весь 2020 год, несмотря на экономический кризис, неплатежеспособными признано всего два банка («Аркада» и «Місто банк» – оба отправлены на ликвидацию), которые занимали 0,2% рынка по активам (для сравнения, в 2014 г. неплатежеспособными признали 33 банка, в 2015 г. – 29 банков, а за 2014–2016 гг. банковская система лишилась половины своих активов). В 2021 г. положительные тенденции в банковском секторе сохраняются:
- ни одного неплатежеспособного банка с начала года;
- сохраняется приток депозитов (+2,7 млрд грн и +$100 млн за два месяца с начала года), при том что ставки по ним упали также до исторических минимумов, что говорит о доверии как к банковской системе, так и к национальной денежной единице;
- прибыль банковского сектора – 6,5 млрд грн за два месяца 2021 года – третий лучший результат с 2009 года (после 2019–2020 годов);
- норматив адекватности регулятивного капитала (минимум -10%) вырос с 19,66% на конец 2019 г. до 21,98% на конец 2020 г. и до 22,36% на 1 марта 2020 года;
- доля плохих активов снизилась за 2020 год более чем на 7 процентных пунктов до 41% и продолжит снижаться в 2021 году.
Все эти положительные тенденции свидетельствуют о том, что банковский сектор в целом хорошо прошел кризис, имея достаточный запас капитала, ликвидности, сокращая кредитные риски за счет хоть и медленного, но списания плохих активов, и сохраняя прибыльность.
2.4. Удержание относительной курсовой стабильности.
В начале 2021 г. ситуация на валютном рынке остается устойчивой. За 1 января – 29 марта курс гривны к доллару с начала года укрепился на 1,1%. Текущий прогноз на 2021 г. – небольшая девальвация на фоне возвращения к негативному счету текущих операций и ухудшения условий торговли. Согласно базового сценария МЭРТ, среднегодовой курс на 2021 г. составит 28 грн/$, что означает девальвацию на 3,8% против 2020 г.
2.5. Удержание золотовалютных резервов на безопасном уровне.
На 1 января 2021 г. ЗВР достигли $29,133 млрд (+15% или +$3,8 млрд за год). Это максимум за последние восемь лет (с сентября 2012 года).
С начала года ЗВР сократились на 2,2% до $28,543 млрд на 1 марта 2021 г. (против $27,042 млрд на 1 марта 2020 года). Т.е. за время мирового финансового кризиса Украина не только не потратила, но и нарастила ЗВР, которые на сегодня составляют 4,6 месяцев будущего импорта (при критерии достаточности не менее трех месяцев).
3. Детенизация и выполнение бюджета по доходам.
Наверное, ни у кого нет сомнений в том, что команда Зеленского готова к принятию непопулярных, но важных для страны решений, направленных на детенизацию. В 2019 году ВР проголосовала законы о фискализации, системные изменения в закон о финмоне, а тремя месяцами позже антиофшорный закон. Проголосован также закон о демонополизации рынка спирта, легализации азартного бизнеса, проведена земельная реформа, принято много других важных решений, объединенных одной целью – утверждение принципа «закон один для всех».
Сохраняются положительные тенденции в выполнении бюджета по доходам. Если за 2020 г. доходы госбюджета (с учетом спецфонда) превысили план на год на 0,8% (9 млрд грн) и факт за 2019 год – на 7,8% (77,7 млрд грн), то за первые четыре месяца текущего года план (включая спецфонд) перевыполнен на 3,2% (11,2 млрд грн).
Поступления от НДС год к году выросли в полтора (!) раза.
Государственная налоговая служба (ГНС) в январе – апреле 2021 г. перевыполнила план доходов на период (с учетом возмещения НДС) на 6,9 % (10,7 млрд грн), а фактические поступления по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. выросли на 20,1% (27,7 млрд грн).
Главный фактор такого результата – это повышение эффективности работы ГНС и детенизация части внутренних налоговых платежей.
Поступления от таможни в январе – апреле 2021 г. были на 8,8% (10,9 млрд грн) больше плана и на 34,4 млрд грн больше, чем за аналогичный период 2020 годп. Это еще одна положительная тенденция, в отличие от прошлого года, когда таможенная служба регулярно проваливала выполнение плана по доходам.
Социальные стандарты.
Относительная ценовая и курсовая стабильность трансформируются в рост социальных показателей (зарплата, пенсии) в реальном выражении (в отличие от прошлых кризисов).
1. Рост реальной заработной платы.
Средняя зарплата. Рост реальной зарплаты продолжается. По итогам первых трех месяцев с начала 2021 г. средняя зарплата составила 12 834 грн. (11 тыс. грн за три месяца 2020 года). Реальная (т.е. с учетом инфляции за период) зарплата за три месяца 2021 г. выросла на 16,59% (к аналогичному периоду 2020 года).
Напомним, что в 2020 г. реальная зарплата по году выросла на 7,4%. Для сравнения – в 2009 г. реальная зарплата по году упала на 9,2%, в 2014 г. – на 6,5%, в 2015 г. – на 20,2%. В долларовом эквиваленте средняя зарплата за два месяца 2020 г. выросла на 3,2% до $443,6 ($429,9 за 2020 г., $406,1 – за 2019 год).
Минимальная зарплата. МЗП выросла на 20% с 1 января 2021 г. до 6 тыс. грн, в долларовом эквиваленте выросла на 21,2% ($214,5 на 29 марта против $176,9 на конец 2020 года). В марте 2021 г. МЗП в Украине была выше, чем в соседней Беларуси ($152 или 400 белорусских рублей, по текущему курсу на 29 марта 2021 года), Молдове ($164 или 2935 молдавских леев), РФ ($169 или 12 792 рубля на федеральном уровне).
2. Рост средней пенсии в реальном выражении.
На конец 2020 г. средняя пенсия составила 3507,5 грн (3082,9 грн в 2019 году). В реальном выражении (с учетом инфляции) средняя пенсия за год выросла на 8,1%. В первом квартале 2021 года средняя пенсия выросла на 6,2%.
Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что уровень пенсий в нашей стране крайне, не допустимо низок. На конец 2020 г. 58% пенсионеров (почти 6,5 млн человек) получали пенсию ниже 3000 грн, т.е. ниже фактического прожиточного минимума для нетрудоспособных (3370 грн на конец 2020 г.) и соответственно большая часть таких пенсионеров была за порогом абсолютной бедности. Средняя пенсия на конец 2020 г. составляла всего 30% от средней зарплаты (среднее по странам OECD – 50%, рекомендуемый минимум – 40%, у нас в 2013 г. – 47%), что говорит о том, что пенсии не обеспечивают достойный уровень замены выпадающих трудовых доходов при выходе на пенсию. Однако мы также отдаем себе отчет в том, что чудес не бывает, и путь к нормальным стандартам жизни пенсионеров лежит через детенизацию экономики и стабильный экономический рост.
Подытожим. Очевидно, чуда не произошло. Наша экономика за два года не стала передовой в Европе, а немцы не выстроились длинной очередью на нашей границе в поисках заработка для себя и своих семей. Все просто: чудес не бывает. И чем раньше мы это поймем, чем раньше откажемся от инфантилизма, разуверимся в сказках и займемся созиданием собственной страны, тем быстрее (не быстро, но быстрее!) мы станем нагонять сначала наших соседей из СНГ, а затем и европейские страны. Чем раньше мы поймем, что мы, все вместе – одна страна и все мы, как и президент, должны 24/7 работать на будущее своих детей, укрепляя друг друга, платя налоги, тем раньше у наших детей появится повод нами гордиться, вместо того, чтобы мечтать побыстрее уехать за границу.
И да, пусть наши общие достижения за два года скромные и основной путь впереди. Однако очевидно, что задел для сильной Украины уже сделан, как бы ни сопротивлялась старая коррупционная система, ей осталось недолго, а у нас впервые появился шанс для серьезного экономического прорыва.
Аналитика
В Одессе появился трамвай «Север-Юг»
В Одессе запущен маршрут трамвайного сообщения «Север – Юг». Теперь жители поселка Котовского, Лузановки, Пересыпи смогут добраться до центральной части города с помощью трамвайного маршрута №7. Он будет работать от ул. Паустовского до Старосенной площади. От одной конечной остановки до другой можно добраться примерно за полтора часа.
В департаменте транспорта говорят, что это только первый этап запуска маршрута – в дальнейшем он будет продолжен до ул. Архитекторской. Технически все готово, чтобы соединить Суворовский и Киевский районы, но маршрут очень длинный, и нужно время, чтобы разработать новую логистику: расписание движения, интервал и т.д.
«Очень символично, что это происходит в День украинской государственности. Несмотря на активные боевые действия и ракетные удары. Несмотря на восемь лет войны на Востоке страны. Это еще раз демонстрирует характер нашей нации и доказывает связь между поколениями: мы хотим жить свободно, жить богато, в красоте и комфорте. И за эти ценности мы боремся», – заявил на открытии обновленного маршрута мэр Одессы Геннадий Труханов.