Аналітика
Бизнес готов к экомодернизации, но в разумные сроки и с соблюдением механизмов господдержки – нардеп Шпенов
«Альтернатив экомодернизации национальной промышленности нет. Соответствующие технологии стоят очень дорого и долго окупаются. Поэтому решить данный вопрос можно только через механизм партнерства государства и бизнеса. Так, как решали этот вопрос в Евросоюзе, достичь уровня которого стремится Украина», – написал Шпенов.
В ЕС в экологическую модернизацию были вложены миллиарды частных и государственных инвестиций, а бизнес, который вкладывался в природоохранные объекты, получал многочисленные преференции и льготы, подчеркнул он.
«У нас, к сожалению, демонстрируется непонимание серьезности глобальных вызовов, стоящих перед украинской экономикой в целом и промышленностью в частности. Государство всячески избегает диалога с бизнесом о возможном участии в софинансировании экопроектов», – заявил политик.
Бизнес же в Украине демонстрирует не только понимание проблемы, но и готовность ее решать: за прошлый год промышленные предприятия направили на экологические проекты порядка 40,9 млрд грн, сообщил Шпенов. Это большая сумма, отметил он, но и ее не хватит на достижение значимых результатов.
«Только на европейские НДТМ (Наилучшие доступные технологии и методы управления. – «ГОРДОН»), внедрение которых запланировано законопроектом №4167, нашим промышленникам необходимо потратить не менее 270 млрд грн. Где взять такую сумму предприятиям, которые второй год пытаются справиться с миллиардными убытками?» – написал нардеп.
Он отметил, что слепое копирование европейских НДТМ не предусматривает ни Директива ЕС, ни Соглашение об ассоциации.
«Там сказано, что сборники наилучших технологий могут быть скорректированы в соответствии с экономическим и технологическим состоянием страны. А значит, мы должны включить в НТДМ оборудование украинских производителей, которое соответствует европейским нормам. Таким образом можно не только сэкономить деньги промышленности, но и сберечь принцип локализации, обеспечив украинских производителей дополнительными заказами. Государству и бизнесу необходимо найти общий язык. И чем раньше это произойдет, тем лучше. Ведь в конце концов снижение экспортного потенциала и валютных поступлений станет проблемой государственного бюджета, а не только бизнеса», – подытожил народный депутат.
Законопроект №4167 о предотвращении, уменьшении и контроле над загрязнениями, которые возникают в результате промышленной деятельности, находится на рассмотрении Верховной Рады с сентября 2020 года. В феврале и мае 2021-го парламент не смог принять документ, сейчас он передан на доработку в профильный комитет.
Президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что в течение 10–12 лет промышленность должна пройти модернизацию и сократить выбросы.
Замглавы парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский (фракция «Слуга народа») считает, что Украина не должна брать на себя нереалистичные обязательства по срокам проведения экомодернизации, а государству следует предоставить поддержку промышленности на переоснащение, как это делают страны ЕС.
Аналитика
В Одессе появился трамвай «Север-Юг»
В Одессе запущен маршрут трамвайного сообщения «Север – Юг». Теперь жители поселка Котовского, Лузановки, Пересыпи смогут добраться до центральной части города с помощью трамвайного маршрута №7. Он будет работать от ул. Паустовского до Старосенной площади. От одной конечной остановки до другой можно добраться примерно за полтора часа.
В департаменте транспорта говорят, что это только первый этап запуска маршрута – в дальнейшем он будет продолжен до ул. Архитекторской. Технически все готово, чтобы соединить Суворовский и Киевский районы, но маршрут очень длинный, и нужно время, чтобы разработать новую логистику: расписание движения, интервал и т.д.
«Очень символично, что это происходит в День украинской государственности. Несмотря на активные боевые действия и ракетные удары. Несмотря на восемь лет войны на Востоке страны. Это еще раз демонстрирует характер нашей нации и доказывает связь между поколениями: мы хотим жить свободно, жить богато, в красоте и комфорте. И за эти ценности мы боремся», – заявил на открытии обновленного маршрута мэр Одессы Геннадий Труханов.