Суспільство
знаменитый авиатор Одессы и универсальный атлет (фото) — УСИ Online
Историю жизни Сергея Уточкина для читателей Украинской Службы Информации исследовал журналист и краевед Станислав Кинка.
В середине лета 1876 года, 12 июля, в Одессе родился Сергей Уточкин. Семья была по тем временам небольшая: родители и двое братьев. Отец будущего гонщика и авиатора был купцом второй гильдии, занимался строительными подрядами. Но родители рано ушли из жизни и Уточкина воспитывали в семье родственников. В подростковом возрасте он начал заикаться, это отмечают все, знавшие его.
В отличие от большинства своих сверстников из не особо состоятельных семей, наследство его умершего отца позволяло Сергею не особо думать о дне грядущем, а отдаваться занятиям спортом, будь то футбол, борьба или велоспорт.
Уточкин: рождение легенды
В 13 лет у Сергея Уточкина появился велосипед. А уже в 19 лет он выигрывал заезды в других городах. В 1895 году он победил во всех четырех заездах, устроенных Курским обществом велосипедистов.
Вырываясь из города, сбрасывал с себя узду и несся свободный, сильный… Возвращаясь в город из дальних странствий со своим неизменным другом, собакой-дворнягой Барчуком, Уточкин не упускал случая заехать на трек, чтобы встретиться там со своими школьными товарищами и устроить состязания, — так описывал юные годы будущего авиатора Леонид Алейников, автор книги «Школа тренировки духа» (1911), посвященной Уточкину.
Зимой юный Уточкин решил заняться катанием на коньках, и тут тоже преуспел. 14-летний гимназист завоевал два первых места и стал обладателем двух почетных жетонов — своих первых медалей на спортивном поприще.
В 1985 году вышла книга, посвященная одесскому феномену Уточкина. И вот как его описывали там:
Сергей проявил себя достойным соперником лучших фехтовальщиков своего времени. Успешно выступил в первых отечественных состязаниях боксеров. Его признали весьма умелым исполнителем приемов японской борьбы джиу-джитсу. Он на равных соперничал с гимнастами, легко крутил на перекладине «солнце», сальто выполнял не хуже цирковых акробатов. Любил прыжки в длину с разбега и с места, с вышек в воду, играл в теннис.
Заметными были и его достижения в беге и футболе. Существует упоминание о том, как Уточкин решил «перебежать» паровой трамвай на Большой Фонтан. Более десяти километров он бежал вместе с трамваем, а под конец даже обогнал «паровичок».
С футболом было сложнее. Первый футбольный клуб в Одессе входил в структуру ОБАК (Одесский британский атлетический клуб). Британцы играли в футбол с командами судов, которые приходили из стран Британского содружества, но местных долгое время к себе не пускали. Уточкину удалось стать первым местным футболистом. Потом его стараниями было создано два футбольных клуба.
Эпизодическим, но успешным было участие Сергея Уточкина в заездах на лошадях, а также в морском (яхтенном) спорте.
От велосипеда и коньков – к автомобилям и аэропланам
Самый известный образ Уточкина — авиатор. Именно в таком духе создан памятник Уточкину на Дерибасовской. Кстати, памятнику в этом году тоже юбилей, 20 лет: монумент авторства Александра Токарева на доме по адресу ул. Дерибасовская, 22 был установлен на День города, 2 сентября 2001 года.
Я хотел создать образ мечты в состоянии полёта, Уточкина-мечтателя, возвышенного и отдаленного от всех. Уточкин не шёл в ногу со своим временем, он опережал его. И сейчас вряд ли его можно представить в нашей современности. Поэтому было сложно делать (памятник, — ред.) такого многогранного человека. Был соблазн сделать его в крагах, на велосипеде или мотоцикле. Но тогда подумают, что он велосипедист или мотоциклист, — так характеризовал свою работу скульптор.
Исторически это здание, на Дерибасовской, 22, также связано с семьей Уточкиных. В 1913 году два его брата открыли там иллюзион, который под названием «Кино-Уточ-Кино» действовал до национализации.
Полеты и их значение
Впервые Уточкин столкнулся с полетами в 1907 году. Тогда он увидел афишу гастролирующего по империи некоего «господина Древницкого». Он прибыл в Одессу летом 1907 года и объявил, что на радость местным жителям совершит полет на воздушном шаре.
Полеты на воздушном шаре впервые были осуществлены братьями Монгольфье в 1783 году. Довольно быстро затея с воздушными шарами была взята на вооружение и военными, и простыми авантюристами в лучшем смысле этого слова. Временами и в Одессе случались полеты на воздушных шарах.
Сергей Уточкин и его приятели решили, что непременно посетят полет.
Дружная компания пришла по указанному в объявлении адресу — на участок дома №5 на Софиевской улице. Приятели оказались в просторном дворе, с трех сторон огражденном высокой стеной из белого камня. Четвертая сторона представляла собой крутой обрыв к берегу моря. На траве лежала какая-то серая бесформенная масса. В ней гости распознали оболочку воздушного шара, — так описывали подготовку к полету.
В конечном счете четверка смельчаков на воздушном шаре была отнесена ветром в открытое море, где их спасли моряки специально зафрахтованного катера. После неудачи полета и счастливого спасения Уточкин поблагодарил неудачливого авиатора, а сам загорелся идеей полетов.
Несколько попыток были неудачными, но затем Уточкин овладел этим искусством и с мастерством управлял аэростатами. В 1909 году вместе с авиатором в воздух поднялся писатель Александр Куприн. Он описывал подготовительный процесс и неловкость, с которой новички забирались в невысокую корзину, которая через несколько мгновений взмыла в воздух.
Проходит не больше двух минут. Вся Одесса лежит под нами, точно карта города, изданная городской управой, где улицы оставлены белыми, кварталы иллюминованы красным и желтым, а море обозначено голубым… К моему удивлению, мы уже утолклись и разместились в тесной корзине, — восторженно писал Куприн.
Этот демонстрационный полет был удачным. Уточкин поднял воздушный шар на высоту 1 250 метров и смог его плавно посадить на поле. Часть корзины из того самого полета до сих пор хранится в одном из залов Одесского историко-краеведческого музея.
В те доавиационные годы Уточкин побывал в Египте, где также демонстрировал полеты на воздушных шарах.
Авиационный клуб и жажда полетов
В конце 1907 года на Дерибасовской, 5 возникает будущий Одесский авиаклуб. Пока это только пара комнат и несколько человек, но уже в марте следующего года было объявлено о его создании, а число членов выросло до 25 человек.
Организация, покровителями которой выступили известные в Одессе предприниматели и официальные лица, имела солидный бюджет: девять тысяч рублей в год. Вскоре Одесский аэроклуб был принят в Международную авиационную федерацию.
В тот момент на одесском авиагоризонте появляется Михаил Ефимов. Молодой электромонтер-изобретатель пошел по стопам Уточкина и участвовал в велогонках, достигнув значительных успехов, а позже освоил планер. Именно его за счет предпринимателя Ксидиаса отправляют во Францию набраться опыта, чтобы стать первым одесским авиатором.
Сергей Уточкин предпринимает попытки собрать свой самолет, но все попытки кончаются неудачей. Взлететь на самодельном аэроплане с двигателем «Блерио» ему так и не удалось. 8 марта 1910 года на Одесском ипподроме Михаил Ефимов успешно совершает демонстрационный полет на аэроплане «Фарман IV». Но уже через неделю на том самом «Фармане» взмывает в небо и Уточкин. Несколько недель он успешно совершает тренировочные полеты, иногда находясь в воздухе до 30-40 минут. 31 марта 1910 года Уточкин «сдает экзамен на спортивный титул — пилота-авиатора».
Популяризация авиации: от мирового турне до нервного срыва
В 1910 году Сергей Уточкин отправился в спортивно-авиационное турне по городам Российской империи. Для многих мальчишек это были первые полеты, которые они видели наяву. Дождливым апрельским днем за полетом в Киеве наблюдал будущий конструктор авиационных двигателей Александр Микулин. Среди зрителей был и писатель Константин Паустовский. Глава «Браво, Уточкин» в автобиографической книге писателя «Повесть о жизни» долгое время казалось потерянной, но была найдена и опубликована уже после смерти литератора.
Маленький аэроплан летал над самыми головами зрителей, пугая лошадей и приводя в исступление толпу, которая видела торжество человека, покорившего воздух.
В мае полеты Уточкина приковали внимание жителей Харькова. До это были две столицы, а после — Варшава. Но были поездки и полеты в относительно малых городах: Гомеле, Екатеринославе.
В 1911 году авиатор отправляется в Египет снова, но уже демонстрирует полеты на аэроплане, а не на воздушном шаре.
Кажется, что для Сергея Уточкина наступает «золотой век». Он востребован, любим публикой, выступления приносят прибыль. Летом 1911 года Уточкин устраивает очередные демонстрационные полеты. Причем взлетной полосой послужила аллея в Александровском парке (нынешний парк имени Т.Г. Шевченко). Тогда впервые он смог перелететь через Одесский залив, посадив аэроплан на поле в районе Дофиновки.
Сохранилось и короткое видео, снятое в начале июня 1911 года. На этих кадрах отважный летчик покоряет одесское небо на дрожащем ненадежными крыльями биплане.
Но в это время случается беда. От авиатора уходит жена, причем не к кому-нибудь, а к Артуру Анатра, который в то время стал крупнейшим спонсором авиадвижения в Одессе. Перипетии финансовых и личных проблем привели Уточкина к нервному расстройству. В 1913 году он оказывается в психиатрической клинике.
Его навещали немногочисленные оставшиеся друзья, в том числе и Александр Куприн. Писатель симпатизировал одесситу, собрал для него небольшую финансовую помощь, но впечатление было тягостным:
Физически он почти не переменился с того времени, когда он, в качестве пилота, плавал со мною на воздушном шаре. Но духовно он был уже почти конченый человек.
В те годы братья Уточкина открывают кинотеатр на ул. Дерибасовской. В «Справочной книге о купцах первой и второй гильдий» (1916) можно найти упоминание о Леониде Исаевиче Уточкине, брате авиатора, который числился «прапорщиком» по званию и владельцем «кинематографии» по адресу ул. Дерибасовская, 22. «Синематограф» открылся еще при жизни Сергея Уточкина, в октябре 1913 года.
Аренда здания, аппаратура, сами киноленты, и, конечно, приглашенные музыканты (это была эра немого кино, и оркестр или хотя бы пианист были обязательными аккомпаниаторами показа киноленты) — сводили прибыль от этого предприятия «на нет». Сам авиатор к тому времени все чаще оказывался в клиниках; недостаток средств снова вернул Уточкина из Петербурга в Одессу.
Потом были просветы и падения, но былой Уточкин не возродился из пепла. С началом Первой мировой войны он неоднократно пытался добиться аудиенции у высших военных чинов, чтобы применить свой опыт на благо отчизны, но болезнь брала свое. В какой-то момент казалось, что Уточкину улыбнется судьба: в конце 1915 года он смог выполнить полет на аэроплане «Фарман-XXII», его зачисляют в чине прапорщика в автомобильно-авиационную дружину. Но истощенный и не по погоде одетый авиатор заболевает, воспаление легких быстро забрало последние силы и в Новый год знаменитого одессита не стало. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
А как же развитие авиации в Одессе? Еще в 1913 году Артур Анатра выполнил первый заказ военного ведомства: в мастерских Одесского авиаклуба собрали пять самолетов типа «Фарман XVI», сумма контракта составила 43 876 рублей.
В годы Первой мировой войны завод Анатра рос как на дрожжах: в июле 1914 года насчитывалось 95 рабочих, а через три года — 1 380 рабочих на трех фабриках в разных частях города. Но каким быстрым был взлет, таким было и падение: после окончательного установления советской власти авиационный завод прекратил сборку аэропланов, сосредоточившись исключительно на ремонте.
Ранее на USIonline.com — Вторая в мире: 135 лет назад в Одессе открыли бактериологическую станцию.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Уoutube.
Война
Более 3 млн тонн агропродукции экспортировали из портов Большой Одессы
За период с 1 августа по сегодня, 14 сентября, из портов Большой Одессы вышло более 130 судов с продовольствием. Экспортировано 3,1 млн тонн агропродукции.
В Министерстве инфраструктуры Украины отметили, что всего из портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный» вышли уже 134 судна, в Азию — 71, в Европу — 44, а в Африку — 19.
Среди этих судов были и зафрахтованы Всемирной продовольственной программой ООН, противодействующей голоду в мире. Так украинская пшеница попала в Йемен и Эфиопию, где продовольственная катастрофа.
В планах экспортировать всеми видами транспорта не менее 8 млн тонн. Пока что самый большой караван, отправленный из портов Большой Одессы по этой инициативе составил 13 судов, которые перевозили 282,5 тыс. тонн украинской агропродукции.
Любопытно
В Одессе бесплатно проверят слух
В течение двух дней, 15-16 сентября, в Консультативно-диагностическом центре №6 пройдут Дни проверки слуха. Каждый желающий до 60 лет может бесплатно пройти аудиометрию и проконсультироваться с врачом.
Проверить слух можно с 09:00 до 17:00 в поликлинике №6, расположенной на ул. Маршала Говорова, 26а. Чтобы не было очередей, есть предварительная запись по номеру: (048) 797 28 88.
Аудиометрия позволяет оценить остроту слуха. Эту диагностику рекомендовано проводить раз в 5 лет, но если работаете или часто находитесь в шумных условиях – нужно проверять чаще. Обычно понижение слуха происходит постепенно, поэтому самостоятельно оценить себя невозможно. Имея аудиограмму, врач сможет предоставить рекомендации и профилактические мероприятия.
Одесса
Пьяный одессит спровоцировал смертельное ДТП
Вчера вечером на Овидиопольской дороге произошло ДТП, из-за которого погиб 17-летний родственник пьяного водителя. Виновник аварии был задержан, а следствие продолжается.
Как сообщила пресс-служба патрульной полиции в Одесской области, за рулем автомобиля Nissan находился 25-летний водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения и ехавший с пассажиром, своим несовершеннолетним родственником. Он допустил столкновение с другим автомобилем на встречной полосе, после чего въехал в столб.
Родственник виновника погиб от полученных ран, сам водитель имеет незначительные повреждения. Пассажиры другого автомобиля не пострадали, но их транспортное средство имеет механические повреждения.
Водитель задержан. Следствие продолжается и назначен ряд экспертиз. По закону водителя могут лишить свободы и права управлять автомобильным средством на срок от 5 до 10 лет.