Політика
Бывший нардеп Кривошея заявил, что законопроект о столице в нынешней редакции приведет к кризису местного самоуправления в Киеве
«Сразу скажу, что законопроект о столице начал проваливаться на первых минутах обсуждения с общественностью и экспертами. Так или иначе, остается целый ряд проблемных вопросов, требующих решения. И на которые сегодня пока нет четких ответов. Почему в законопроекте не предусмотрено возвращение в бюджет громады 60% налога на доходы физических лиц для развития Киева? (сегодня Киев получает 40%). Это достаточно важный вопрос, ведь это миллиарды, за которые можно было бы развивать город, перестраивать инфраструктуру и т.п», – заявил Кривошея.
Политик подчеркнул, что власть организовала встречу с киевлянами после того, как законопроект был согласован комитетом ко второму чтению, и вряд ли это было реальным обсуждением. В результате принятия законопроекта в столице может образоваться двоевластие и кризис местного самоуправления, считает он.
«Проектом закона вводится переходный период шесть месяцев, за который появится «префект» – новый глава КГГА. Однако главы РГА остаются при своих полномочиях до момента создания районных исполкомов. Законопроектом не определены четкие сроки, когда должны быть проведены первые (или очередные) выборы в районные советы, а значит, и не понятно, когда появятся исполкомы этих советов. Итак, райгосадминистрации будут себе работать под контролем префекта и дальше делить местные бюджеты? Это лишь дает основания «завалить» процесс проведения децентрализации местных властей в Киеве и как мне кажется вообще «похоронить» идею с восстановлением районных советов. Такого, конечно, допустить нельзя», – написал Кривошея.
Он считает, что власть должна отвергнуть политические амбиции ради интересов киевлян и не принимать законопроект.
В 2003 году Конституционный Суд Украины решил, что КГГА должно возглавлять лицо, которое было избрано городским головой. В ноябре 2010 года четвертый президент Украины Виктор Янукович разделил эти должности, в результате чего мэра Леонида Черновецкого на посту главы горадминистрации сменил Александр Попов. В 2014 году, после победы Виталия Кличко на выборах городского головы Киева, пятый президент Петр Порошенко назначил его главой КГГА.
В июле 2019 года в ходе встречи с мэром Киева Виталием Кличко Зеленский подтвердил намерение разделить полномочия избранного киевлянами мэра и главы КГГА. 4 сентября Кабинет Министров согласовал увольнение Кличко с поста главы КГГА, но это решение не было утверждено президентом.
Верховная Рада 3 октября 2019 года, более двух лет назад, приняла в первом чтении законопроект №2143-3 «О городе Киеве – столице Украины». Законопроект предлагает разделить полномочия и должности киевского городского головы и председателя КГГА, который «будет осуществлять надзор за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления и координировать деятельность территориальных органов центральных органов исполнительной власти».
Весной – летом 2021 года публичный конфликт между Кличко и центральной властью возобновился. В мае в Киеве начались обыски на ряде коммунальных и коммерческих предприятий, а также в департаментах КГГА, которые продолжаются до сих пор. В партии УДАР считают массовые обыски в столице давлением и попыткой дискредитации Кличко и его политсилы.
В августе Кличко заявил о попытке дискредитировать его, отстранить от должности главы КГГА и сменить на «залетного ставленника». В том же месяце в СМИ появилась информация, что главой КГГА могут назначить действующего министра развития общин и территорий Украины Алексея Чернышова, но он ее опроверг.
19 октября Кличко и Зеленский встретились в Офисе президента – по словам Кличко, впервые за последний год. По информации СМИ, на встрече присутствовал Чернышов.
20 октября парламентский комитет по вопросам организации государственной власти рекомендовал Верховной Раде принять законопроект о столице во втором чтении и в целом.
Безгин считает, что Рада рассмотрит законопроект в конце ноября.
Война
В Одесской области мошенники рассылают фейковые письма от ОВА
В личные сообщения многих руководителей предприятий, частным лицам и электронным адресам компаний и организаций поступают фейковые письма с просьбой о финансовой помощи ВСУ якобы от Одесской областной военной администрации за подписью Максима Марченко.
“Официально заявляем, что этот документ – фейк! Ни Максим Марченко, ни Одесская ОВА не участвуют ни в каких программах по сбору средств и не посылают подобных писем”, – сообщили в пресс-службе Одесской областной военной администрации.
Это не первый раз, когда мошенники выдают себя за областные власти. Подобная история уже происходила в мае.
«Просим обо всех обнаруженных подобных случаях оперативно сообщать в полицию», — обратились к гражданам в ОВА.
Война
Экснардепа Игоря Маркова объявили в международный розыск
СБУ объявила в международный розыск экснардепа-коллаборанта от Партии регионов. Об этом сообщили на страницах соцсетей ведомства. Хотя в сообщении нет имени разыскиваемого, в лице легко узнать беглого одесского бизнесмена Игоря Маркова.
В сообщении сказано, что следователи Службы безопасности собрали дополнительную доказательную базу и сообщили о подозрении в новых преступлениях бывшему народному депутату от Партии регионов, который в июне уже был обвинен в коллаборационной деятельности.
Теперь он подозревается еще и по следующим статьям Уголовного кодекса Украины:
▪️ ч. 1 ст. 110 (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины);
▪️ ч. 1 ст. 161 (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной, региональной принадлежности, религиозных убеждений, инвалидности и по другим признакам);
▪️ ч. 1, 6 ст. 111-1 (коллаборационная деятельность);
▪️ ст. 436 (пропаганда войны);
▪️ ч. 1 ст. 436-2 (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии РФ против Украины, глорификация ее участников).
В основу нового подозрения легли его последние действия и призывы к войне.
Марков, как так называемый «эксперт», в эфире прокремлевских СМИ публично призывал к изменению границ территории Украины, отрицал агрессию РФ и транслировал тезисы об «асвобадителях».
В настоящее время завершено проведение ряда экспертиз. Был проанализирован большой массив доказательств, собранных сотрудниками СБУ.
Полученные выводы подтверждают, что в выступлениях фигуранта присутствуют факты его подрывной деятельности против Украины. В частности, речь идет о разжигании национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, унижении национальной чести и достоинства», – утверждают в СБУ.
В связи с объявлением в международный розыск бывший нардеп не сможет законно попасть в цивилизованные страны.
Интервью
Депутат Одесского горсовета Сергей Данилюк: об общественной деятельности, работе депутата во время войны и будущем городского совета
Давайте начнем разговор с вопроса, чем сейчас занимаются депутаты Одесского городского совета. Похоже, что она больше не работает, чем работает. Это так?
Так и есть. Привычная работа горсовета нарушена, и мы с вами прекрасно понимаем, почему именно так происходит. Я даже не знаю, чем занимаются большинство депутатов. Кто-то работает на округах, кто-то вообще уехал из страны.
Мы работаем. С самого начала войны работали, ни дня моя депутатская приемная не была закрыта, просто мы переформатировались из депутатской деятельности в общественную. До того, как стать депутатом, я долгое время руководил общественной организацией «Наши Черемушки», поэтому теперь мы снова сосредоточили внимание на этом.
То есть, вы сейчас не можете работать как депутат, или запросы людей к вам изменились?
Конечно, возможностей стало гораздо меньше. Например, земельная комиссия, членом которой я являюсь, не работает. Ни разу с начала войны мы не собирались. А это значит, что остановились все земельные вопросы, не выделяются участки под застройку, люди не могут оформить документы. Есть объективные причины такого положения вещей – в связи с войной закрыты реестры, есть определенные сложности с получением информации. Кроме того, не все депутаты комиссии сейчас в Одессе, а значит, собрать кворум также было бы сложно.
Даже одесский депутатский портал, с помощью которого очень удобно общаться и с избирателями, и с чиновниками, сейчас не работает. Приходится присылать по необходимости бумажные письма, на них не всегда отвечают. Не могу сказать, что все департаменты и управления плохо работают, некоторые, напротив, демонстрируют удивительную самоотверженность. В частности, городской департамент труда и социальной политики во главе с Еленой Петровной Китайской, на который с началом войны рухнула огромная ответственность и напряжение, с честью преодолевает все трудности. Попечительские и координационные советы работают на полную мощность, матпомощь выделяется. Хочется, когда закончится война (а она закончится скоро), чтобы мы обратили на это внимание и не забыли тех, кто вкладывал душу и силы, работал ради благосостояния наших граждан.
А почему не работает депутатский портал? Там, кажется, нет тайной информации, и в Одессе нет активных боевых действий, зачем было его закрывать?
Официально нам сообщили, что это делается из соображений безопасности. Да, я тоже расстроен таким положением вещей, и, действительно, во многих городах подобные порталы продолжают работать. Было бы очень хорошо, если бы и в Одессе возобновил работу. Депутатский портал – это настолько удобный инструмент для работы депутата, он насколько эффективен и действенен! С его помощью мы имеем возможность решать гораздо больше вопросов быстрее и эффективнее, не бегая за кем-то, а онлайн. Я очень сомневаюсь, что этот портал несет какую-то угрозу для рассекречивания данных.
А какие именно вопросы наиболее актуальны сейчас для ваших избирателей? Вы говорите, что общаетесь с ними каждый день. С чем приходят люди?
Каждую пятницу у нас проходит депутатский прием – несмотря на определенные сложности, я остаюсь депутатом и работаю как депутат. Люди обращаются с очень разными проблемами, где-то 80% из них – социально-бытовые. Самые главные вопросы – материальная помощь. На лечение, оздоровление, погашение задолженностей за коммунальные услуги, питание. Это очень важно сейчас, и мы помогаем всесторонне. Во-первых, на уровне консультации. Разъясняем какие документы нужны, чтобы получить помощь. И когда человек собрал нужные справки, добавляем депутатский запрос и рассматриваем вопросы на комиссии. Для тех, кто действительно нуждается в помощи, выделяются и средства, и продуктовые наборы – по их потребностям. Такая возможность сейчас есть не у всех, и я очень рад, что могу помочь в этом вопросе.
Есть также вопросы жилищно-коммунального хозяйства. В довоенное время это была вторая по актуальности тема. В этой сфере, к сожалению, сейчас невозможно ничего сделать, разве что жители будут действовать своими силами. Текущие ремонты, замена оконных блоков в рамках программы энергосбережения – все это во время войны остановлено.
Во-первых, средства местных бюджетов, которыми ранее распоряжались депутаты, так называемый депутатский фонд, весь передан на нужды Вооруженных сил Украины. Во-вторых, по понятным причинам оплата услуг обслуживающих предприятий и их финансирование государством существенно снизились.
Но текущие ремонты невозможны не только потому, что нет средств, а в первую очередь из-за невозможности обеспечения материалами. Даже то производство в Украине, которое не приостановилось, не осталось на оккупированных территориях, направляет свою продукцию на ремонт разрушенного врагом жилья. Поэтому нуждающимся в обычном ремонте придется подождать, к сожалению.
К вам обращаются люди за помощью. Какие именно категории больше всего в ней нуждаются? Кого больше среди просителей – это пенсионеры, переселенцы?
В начале работы мы решили выделить определенные категории, наиболее социально незащищенные. Это были пенсионеры, люди с инвалидностью и многодетные семьи. И, конечно, переселенцы. Если они находятся на территории округа, мы, безусловно, помогаем.
Вообще, нашу общественную организацию давно и хорошо знают на Черемушках, и обращаются все, кто рядом – мы не можем отказать, стараемся помочь каждому. И тот список, который был в начале, сейчас пришлось расширить. Потому что даже семьи, ранее способные себя обеспечить, сталкиваются с трудностями. Люди теряют работу, не могут найти новую. Все дорожает, и обнищание касается уже очень многих людей.
Нашей общественной организации уже более 10 лет, потому и мы хорошо знаем жителей, и они нас – это не чужие люди. Обращаются за помощью соседи больных пенсионеров, приходят каждый со своими проблемами. Мы издаем ежедневно около 50 продуктовых наборов, помогаем сотням и сотням людей.
Поскольку у вас нет сейчас депутатского фонда, как вы говорите, где берете деньги на это? И вообще сколько средств потратили, скольким людям помогли с начала войны?
Вы знаете, я не могу сосчитать. У нас есть все записи, но никто не подсчитывал специально эти цифры. Первое время мы доставали из собственных карманов все, что было, и делились чем могли – наши жители приносили и продукты, и переводили деньги на покупку необходимого. Когда свои средства закончились, стали искать возможности сотрудничества с международными партнерами, благотворительными фондами. Недавно у нас зашли деньги от Германии, например. Сейчас мы работаем с грантами, это ощутимая помощь.
Как выглядит типичный рабочий день депутата Данилюка? Раз в неделю у вас депутатский прием, а остальное время?
В течение недели к нам постоянно поступают телефонные звонки, приходят люди – не каждый может прийти в приемный день, поэтому посетители есть и в другие. Мы обрабатываем заявки, потому что потребности бывают разные, иногда это лекарства, продукты или средства гигиены – нам нужно сформировать списки, подсчитать, сколько средств нужно, чтобы все это закупить. Есть много организационных моментов.
Лицам с инвалидностью или пожилым людям, одиноким пенсионерам мы развозим помощь по домам, остальные могут прийти в приемную и получить положенное на месте.
Сергей, вы очень ответственный депутат. А как вообще вы пришли в депутатство? Это получилось само собой, или стать народным избранником было вашей целью?
Вы знаете, никогда не было такой цели. Это было столь спонтанное решение… И даже не моя идея. Жители нашего микрорайона, которые обращались в течение последних лет в возглавляемую мною общественную организацию, говорили: “Иди в депутаты, попробуй! Мы тебя поддержим!”
Сначала я воспринимал это почти как шутку, не обращал внимания. Но постепенно задумался – почему нет? Конечно, ничего особенного я не ждал, но как-то само собой все произошло… Я не ждал, но стал депутатом с первого раза.
Многие общественные деятели, получив власть, переживают определенную метаморфозу. Борец за правду сам становится частью системы, против которой выступал, и понимает, что все не так просто изменить, как казалось. У вас что-то подобное было?
У меня ничего никоим образом не изменилось, и объясню почему. До того, как попасть в горсовет, я пять лет работал помощником депутата, как юрист занимался многими вопросами, а значит прекрасно понимал всю кухню депутатской работы. На самом деле это дает больше возможностей, чем просто общественная деятельность.
Это ваша точка зрения изнутри, так сказать. А как другие, не сетуют, что став депутатом вы изменились, стали менее доступными, «звезда во лбу» засияла?
Нет, потому что я остался прежним. Разве что иногда какие-то знакомые упрекают, что у меня теперь мало времени, чтобы встретиться, просто поговорить, даже на телефонный разговор иногда не получается выделить более 5-10 минут, хотя раньше мог говорить полчаса.
А как насчет предвыборных обещаний? Все исполнено?
Нет, к сожалению. Во время выборов я обещал жителям, что будет разработана и принята программа по ливневым канализационным сетям. И вроде бы ее действительно приняли, депутаты проголосовали, но на практике программа не работает. Конкретных действий так и не произошло. Также завис еще до войны вопрос гаражей. Выходит, что де-юре я свои обещания выполнил, но на деле людям от этого никакой пользы.
Почему в реальности невозможно все это реализовать?
Сложный вопрос. На самом деле речь идет о системе, которая не обслуживалась годами, даже десятилетиями. Не работала, не инвентаризировалась, не рассчитывалась очень-очень долгое время. И должен быть кто-нибудь, кто готов взять на себя ответственность, заняться этим и получить определенный результат.
И кто это должен быть, чья это действительно зона ответственности?
Дело как раз в том, что очень много исполнителей: так сказать, все и никого. А должен быть кто-то один, кто возьмет на себя это дело.
Если бы не война, вы бы «добили» этот вопрос как депутат?
Конечно, я не сижу сложа руки, я пишу обращения и запросы, слежу, как происходят те или иные вещи, на какой стадии, не пускаю на самотек дело. Но я прекрасно понимаю, что до конца этой каденции осталось два с половиной года, и за это время, конечно, я не успею закончить, каких бы усилий ни прилагал.
И тут возникает сразу логичный вопрос: будете ли баллотироваться на следующих выборах в горсовет, чтобы по крайней мере реализовать начатое? А может, есть более амбициозные планы, идти дальше в Верховную Раду, например?
Меня точно не интересует то, что выше, мне интересно то, что рядом и здесь, на что я могу повлиять. Что касается городского совета – увидим, как дальше будет…
Но желание такое, по крайней мере, есть?
Да, желание действительно есть.
Мы уже обсуждали вашу работу в земельной комиссии. Вы сознательно избрали именно эту комиссию, или предпочли бы заниматься в горсовете другими вопросами?
Я готовился к работе в комиссии по ЖКХ, ведь коммунальное хозяйство – это именно та тема, которой я больше занимался, которая мне близка, и в которой у меня есть определенные наработки. Однако в эту комиссию от нашей партии делегировали не меня, а Алексея Асауленко. Он тоже специалист в сфере ЖКХ, у него был большой опыт в этом вопросе. А на земельную комиссию желающих не нашлось, так что снова вышло все само собой. Мне было несложно погрузиться в новую тему, потому что я по специальности юрист. Единственная сложность – чрезмерный интерес со стороны общества к работе земельной комиссии. На самом деле к ней приковано огромное внимание, отчасти спекулятивное. И некоторые небольшие нарушения, которые в работе других комиссий даже не замечают, становятся предметом не просто споров, а настоящих войн. Трудно выдерживать огромное давление.
Но ведь нарушения, о которых говорят – они действительно есть?
Да, бывают. Однако они столь незначительны, что никак не влияют на ход событий в целом. К тому же, по каждому нарушению, даже вымышленному, были обращения в прокуратуру, СБУ, правоохранителей. Каждый случай задокументирован, и если бы это было так противозаконно, то уже была бы какая-то реакция из этих органов. Однако ни один из них не возбудил никакого уголовного дела на этот счет, никого из членов комиссии не привлекли к ответственности. Единственное уголовное дело касается народного депутата Дмитрука, который во время заседания комиссии устроил потасовку. Тогда был пострадавший среди посетителей, и вот на этот счет нас вызывали в качестве свидетелей на допросы. Что касается остальных случаев, незначительные нарушения бывают постоянно и у всех. Если начистоту, то у нас ни одна сессия горсовета нелегитимна, потому что материалы к ним поступают иногда в три ночи накануне, а это уже нарушение. Как говорится, докопаться можно к любой комиссии и любому заседанию. Мне кажется, что важнее делать дело, приносить пользу городу, принимать важные для людей решения.
Что для вас было самым трудным в работе в земельной комиссии?
Психологически трудный момент, когда ты голосовал за правильное решение, а тебя обвиняют во всех грехах. К примеру, когда мы передавали в государственную собственность участок, чтобы из госбюджета выделили 700 млн на строительство новой взлетной полосы аэропорта. Для принятия решения не хватало голоса, и когда я поддержал это решение, телеграм-каналы мне приписывали какие-то схемы, взятки, уже даже не помню, на какую сумму. Что только ни писали и как только ни обливали грязью. Однако когда взлетную полосу наконец-то построили, все радовались. И совсем забыли, как меня травили за то, что я поддержал это решение, инициированное Президентом… И такие случаи совсем не единичны. Приходится держаться и сопротивляться жесткому давлению.
Сейчас наш горсовет, по сути, почти не работает. Как вы думаете, какие перспективы у него в будущем, если в ближайшее время война не закончится?
По закону, если местный совет не собирается в течение 45 дней, он может быть распущен Президентом. При этом внеочередные выборы не могут проходить, пока у нас в стране военное положение. Так что если мы и дальше не будем нормально работать, то есть перспектива, что вся власть в городе перейдет военной администрации, все решения будет принимать она. Это не очень хорошая идея. Что касается бюджетных вопросов, которые скоро предстоит решать, конечно, депутаты лучше в них разбираются и лучше знают актуальные потребности избирателей.
Одно заседание горсовета все же прошло. Однако ничего важного на нем не обсуждалось.
Да, мое субъективное видение, что это было скорее показательное заседание. Однако сейчас заканчивается бюджетный год, пора решать очень много важных вопросов. Есть острая необходимость проводить полноценную работу, чтобы город функционировал полноценно. У военной администрации есть другие проблемы и важные вопросы, и, понятно, что военные не так хорошо разбираются в местном бюджете, чтоб максимально эффективно его сформировать. Поэтому я надеюсь, что мы приложим все усилия, чтобы депутаты занимались своим делом, помогая каждый своим избирателям, а вместе – всему городу в такое нелегкое время жить полноценной жизнью, работать слаженно и эффективно.