Суспільство
реализованные и исчезнувшие проекты, эскизы на бумаге (фото) — УСИ Online
В этом материале для читателей Украинской Службы Информации журналист и краевед Станислав Кинка расскажет о том, что можно до сих пор увидеть в разных уголках Одессы, и о чем могут рассказать одесские арки.
Арка при спуске на пляж Ланжерон: ей почти двести лет!
В далеком 1830 году была построена арка (парадный въезд) на дачу Ланжерона. Автором проекта выступил архитектор Франческо Боффо. Это самая старая часть дачи, которая до наших дней не сохранилась.
Арка, ведущая на дачу Ланжерон
Прибавился памятник князю Воронцову на Соборной площади, обвалилась в море дача Ланжерона, Строганов мост соединил берега Карантинной балки, через которую я столько раз перебирался вброд, и Европейская гостиница заменила на Итальянской [улице] развалины дома, принадлежащего Маразли, — такими широкими мазками характеризует Одессу 1860-х Константин Скальковский, сын знаменитого историка Аполлона Скальковского.
Для нас важно, что уже в 1860-е гг. самой дачи Ланжерона не было, а вот арка сохранилась до наших дней. Хотя еще в 1854 году генерал-лейтенант Владимир Ден, описывая подготовку к возможному повторному отражению англо-французской эскадры, упоминал о мортирах возле дачи Ланжерона, т.е. в 1850-е гг. она еще существовала.
Арка, ведущая на пляж Ланжерон, 1940-е гг., румынская оккупация
Ровно тридцать лет тому назад арку признали памятником архитектуры местного значения. Восемь лет назад арку реконструировали с использованием графических материалов прошлого и позапрошлого веков.
Современное состояние Ланжероновской арки
Богатый на арки Французский бульвар
Начнем с нереализованного проекта. В книге инженера Василия Зуева «Французский бульвар» (1915) можно увидеть эскиз триумфальной арки, которая должна была обозначать начало бульвара (приблизительно пересечение бульвара Итальянского и Французского). Автором выступил городской архитектор Семен Ландесман.
Причина того, что строительство не состоялось, весьма проста: не было достаточно средств для обустройства бульвара. Часть денег выделяли сами дачевладельцы, часть — городские власти, но в итоге преобразование Малофонтанской дороги во Французский бульвар проходило долго и со значительными трудностями, часть владельцев дач даже отказалась от продажи нужной для расширения дороги территории, и пришлось вмешаться императору Николаю II.
Проект триумфальной арки был подготовлен в преддверии визита президента Французской республики в Российскую империю через Одессу. Визит через Одессу не состоялся, и арка осталась в проекте.
*Эмиль Лубе (президент Франции в 1899-1906 гг.) посетил Российскую империю в 1902 году, но прибыл непосредственно в Санкт-Петербург морским путем.
Многие знают это место: от Мавританской арки начинается путь к канатной дороге. В 1902 году канатной дороги не было, а была сторожка и въезд на дачу Екатерины Ждановой. Проект выполнили по эскизам архитектора Валериана Шмидта в стиле ориентализма. В 1980-е гг. арка стала памятником архитектуры и градостроительства местного значения.
Мавританская арка, 1943 г.
Она довольно часто попадала в фокус кинокамеры. Несколько лет тому назад арку приводили в порядок.
Ждановым принадлежал и огромный жилой дом по адресу Екатерининская площадь, 6.
Мавританская арка, 2019 г.
Второй существующей аркой Французский бульвар обязан бывшему заводу, который назывался не иначе как «Южнорусское общество виноделия Генрих Редерер». Несмотря на высокое качество производимого вина, вместо прибыли акционерное общество генерировало убытки, и одним из первых из числа соучредителей вышел француз Редерер. Впоследствии участок был выкуплен купцами Елисеевыми, которые использовали его в качестве склада. Оставшиеся пайщики «Генриха Редерера» продолжили свое дело на участке ближе к Шампанскому переулку.
Арка дачи братьев Елисеевых (Генри Редерер), ок. 1915 г.
Кирпичная арка дошла до нас, хотя металлические ворота уже более поздние. Известно немало изображений, в том числе с надписью «Братья Елисеевы» около 1915 года.
Арка, ведущая на завод шампанских вин
Тработинская арка на Куяльнике
На Куяльнике есть необычная для этого места Тработинская арка. Стоит подняться по лестнице или серпантину на плато Жеваховой горы, как на вас взглянет строение, мало сопоставимое с окрестным пейзажем.
Тработинская арка
Когда-то одним из самых крупных землевладельцев в этой местности был Альфред Тработти. Он имел целый ряд бизнес-интересов в старой Одессе. В частности, его фамилия фигурирует среди владельцев кирпичного завода на Малофонтанской дороге, он был директором Одесского учетного банка.
Тработинская арка, вид с плато горы в сторону лимана
Кроме того, Тработти владел «тработинским городком» (рынком, ярмаркой) на плато горы, и, конечно же, был рад видеть обитателей Куяльницкого курорта. Арка сохранилась до наших дней почти в нетронутом виде, разве что нет флагштока. Это хорошо видно по изображению этой арки и лестницы к ней на дореволюционной открытке.
Лестница и арка тработинского городка
Арки временные и триумфальные
В середине XIX— начале XX вв. в Одессу неоднократно прибывали именитые и высокопоставленные гости. Довольно часто приводят в качестве примера триумфальную арку, включенную в число фотографических работ Иосифа Карла Мигурского. Но, оказывается, что она имеет отношение не к реконструкции Одесского порта в 1860-е гг., но связана с визитом императрицы Марии Александровны в 1867 году в Кишинев.
Триумфальная арка, приуроченная к визиту императрицы Марии Александровны в 1867 году
Но и в Одессе были свои триумфальные арки. В 1905 году импровизированную арку соорудили для военных моряков, которые возвращались с тихоокеанского театра боевых действий. Порядка трехсот человек, которые не сдали корабли противнику (команды крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», затопленных экипажами после боя с японцами, возвращались в несколько этапов) вернулись в Одессу героями. Их принимали в Одессе, и для этого соорудили арку героям Чемульпо (так раньше назывался порт Инчхон). Арка находилась в верхней части Потемкинской лестницы и была украшена гирляндами живых цветов.
Арка героям Чемульпо на Приморском бульваре
Моряков на руках пронесли от Дюка до Биржевой площади (сейчас Думская площадь). После чего был дан торжественный обед в честь прибывших.
В 1916-м, во время визита императора в Одессу с инспекцией лазаретов, другая триумфальная арка была сооружена на ул. Пушкинской. Тогда Николай II со свитой посетил Куяльницкий и Хаджибейский лиманы, заведения которых уже начали использоваться в качестве лазаретов для выздоравливающих чинов действующей армии. Стоит сказать, что в 1914 и 1915 году Николай II также посещал Одессу с краткосрочными визитами, но упоминания о триумфальных арках в те годы не дошли до нас.
Триумфальная арка на Пушкинской улице, сооружённая в честь приезда императора, 1916 г
Исчезнувшие арки
По крайней мере две арки можно найти на старых фотографиях. Одна из них находилась при въезде на дачу Давида Халайджоглу. Ее локализация — в районе нынешнего театра музыкальной комедии, она венчала въезд на нынешнюю улицу Отрадную. Эта арка была демонтирована около 1908 г.
Арка дачи «Отрада»
Другая арка простояла значительно дольше и находилась в самом начале улицы Гоголя. Это была часть домовладения Зенона Бжозовского, позднее получившего название Шахский дворец. Арка была уничтожена строительством «сталинки» в начале 1960-х гг., но и она успела появиться в некотором количестве старых кинофильмов.
Арка у дворца Бжозовского (шахского дворца)
Ранее на USIonline.com — Карантины в истории Одессы.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.
Война
Более 3 млн тонн агропродукции экспортировали из портов Большой Одессы
За период с 1 августа по сегодня, 14 сентября, из портов Большой Одессы вышло более 130 судов с продовольствием. Экспортировано 3,1 млн тонн агропродукции.
В Министерстве инфраструктуры Украины отметили, что всего из портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный» вышли уже 134 судна, в Азию — 71, в Европу — 44, а в Африку — 19.
Среди этих судов были и зафрахтованы Всемирной продовольственной программой ООН, противодействующей голоду в мире. Так украинская пшеница попала в Йемен и Эфиопию, где продовольственная катастрофа.
В планах экспортировать всеми видами транспорта не менее 8 млн тонн. Пока что самый большой караван, отправленный из портов Большой Одессы по этой инициативе составил 13 судов, которые перевозили 282,5 тыс. тонн украинской агропродукции.
Любопытно
В Одессе бесплатно проверят слух
В течение двух дней, 15-16 сентября, в Консультативно-диагностическом центре №6 пройдут Дни проверки слуха. Каждый желающий до 60 лет может бесплатно пройти аудиометрию и проконсультироваться с врачом.
Проверить слух можно с 09:00 до 17:00 в поликлинике №6, расположенной на ул. Маршала Говорова, 26а. Чтобы не было очередей, есть предварительная запись по номеру: (048) 797 28 88.
Аудиометрия позволяет оценить остроту слуха. Эту диагностику рекомендовано проводить раз в 5 лет, но если работаете или часто находитесь в шумных условиях – нужно проверять чаще. Обычно понижение слуха происходит постепенно, поэтому самостоятельно оценить себя невозможно. Имея аудиограмму, врач сможет предоставить рекомендации и профилактические мероприятия.
Одесса
Пьяный одессит спровоцировал смертельное ДТП
Вчера вечером на Овидиопольской дороге произошло ДТП, из-за которого погиб 17-летний родственник пьяного водителя. Виновник аварии был задержан, а следствие продолжается.
Как сообщила пресс-служба патрульной полиции в Одесской области, за рулем автомобиля Nissan находился 25-летний водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения и ехавший с пассажиром, своим несовершеннолетним родственником. Он допустил столкновение с другим автомобилем на встречной полосе, после чего въехал в столб.
Родственник виновника погиб от полученных ран, сам водитель имеет незначительные повреждения. Пассажиры другого автомобиля не пострадали, но их транспортное средство имеет механические повреждения.
Водитель задержан. Следствие продолжается и назначен ряд экспертиз. По закону водителя могут лишить свободы и права управлять автомобильным средством на срок от 5 до 10 лет.