Суспільство
140 лет первому летчику Одессы Михаилу Ефимову (фото) — УСИ Online
О развитии авиационного движения в Одессе в начале XX века для читателей Украинской Службы Информации расскажет журналист и краевед Станислав Кинка.
В Одессе выполнялись полеты и на воздушных шарах. Сохранились упоминания о пребывании в городе американского воздухоплавателя Шарля Леру. В большей степени это были развлекательные полеты и прыжки с парашютами. Для Шарля Леру все закончилось печально — воздушный шар его собственной конструкции во время запуска под Таллинном отнесло в сторону Финского залива, где он упал, а сам воздухоплаватель погиб.
Полет воздушного шара, ок. 1811 г. Иллюстративное фото
Желание покорить воздушную стихию сразу всколыхнуло одесское общество. Небезызвестный Сергей Уточкин совершил свой первый полет именно на воздушном шаре. За созерцание такого полета люди платили немалые деньги: 50 копеек — 1 рубль за место на скамье, а за 20 копеек – просто стоя на площади, откуда совершался запуск воздушного шара.
Полет Сергея Уточкин на воздушном шаре, иллюстрация из одесской газеты
Проходит всего пять лет после того, как братья Райт показали миру свой «Флайер-1», а в Одессе уже существует свой аэроклуб, первый в империи!
Правда, в клубе не было самолетов… только воздушные шары. Но пилоты все равно нужны, ведь состоятельные патроны клуба покупают первый аэроплан системы «Вуазен». Его берется пилотировать Алексей ван ден Шкруф, и… разбивает его при взлете. Стало ясно, что надо кого-то отправить учиться летному делу.
Одесский аэроклуб на выставке 1910 года, павильон в Александровском парке
Одесский аэроклуб приобрел первый в России аэроплан системы Вуазен (Voisin). Полеты, однако, на нем весной 1909 года были неудачны, вследствие неопытности пилота и малосильности двигателя, — читаем в книге «Основы воздухоплавания» (1910).
В общем, на 1910 год в Одессе было немало воздушной техники: «один двуплан Блерио и один одноплан Блерио. Кроме того, в Одессе заказаны один двуплан Фармана и один одноплан Блерио», — сообщает нам автор «Основ воздухоплавания» (1910).
Биплан системы Анри Фармана в Одессе, 1910-е гг.
Михаил Ефимов: первый летчик Одессы — путь наверх
Ровно 140 лет тому назад на свет появился будущий авиатор Михаил Ефимов. Он родился в селе на Смоленщине в семье крепостного, участника русско-турецкой войны. В поисках лучшей жизни его родители переезжают в Одессу. Отец поступает на службу в мастерские РОПиТа. Годы юности будущий летчик провел на ул. Княжеской, 24, где до недавних пор можно было увидеть мемориальную табличку, посвященную авиатору, но сейчас ее нет.
Михаил Ефимов у биплана
Рабочий путь Михаила Ефимова начался в 1902 году после окончания Одесского железнодорожно-технического училища. Получив квалификацию электрика-наладчика телеграфа, он работал на Юго-Западной железной дороге, принимал участие в русско-японской войне 1904 – 1905 годов, а после – снова возвращается в Одессу.
Знакомство с техникой началось для будущего авиатора с покупки подержанного велосипеда за деньги старшего брата. Вскоре молодой человек завоевывает первые призы на одесском циклодроме (так тогда называли трек для велоезды). В 1907 году 26-летний Ефимов становится обладателем мотоцикла марки «Пежо». Результаты не заставили себя ждать: несколько лет к ряду он – чемпион по мотоциклетному спорту.
Авиаторы Уточкин и Ефимов были соперниками и на земле, и в воздухе
Интерес к полетам у Михаила Ефимова дополнялся штудированием теории. Перед первым полетом на планере он прочитал работы теоретика Николая Жуковского и практика планеризма Отто Лилиенталя. Но планер — это не аэроплан. После неудачи первого полета Михаил Ефимов уезжает в Париж, для постижения практических знаний о полетах. Поездку небогатому технику спонсирует одесский банкир Ксидиас.
Обучение во Франции было окончено к февралю 1910 года. Михаил Ефимов становится первым в Российской империи дипломированным пилотом, получив удостоверение под № 31.
Удостоверение пилота Михаила Ефимова, 1910 г.
8 марта 1910 года он выполняет первые пять полетов, стартуя с поля ипподрома. Два полета были совершены с пассажирами. Через две недели Ефимов возвращается во Францию, где изобретатель, конструктор Анри Фарман планировал использовать пилота в качестве инструктора, но долговые обязательства не позволили ему это сделать в полной мере.
Михаил Ефимов перед вылетом
Возвратившись обратно для выполнения контрактных договоренностей, летчик вынужден совершить немало демонстрационных полетов, но в конечном счете финансовый вопрос с Ксидиасом был урегулирован. В предвоенные годы Ефимов выступает не только как летчик, но и как изобретатель и первопроходец. Помимо выполнения многочисленных полетов, он испытает новые фигуры пилотажа, получает приз военного ведомства за подъем наибольшего груза, получает отличие за лучший планирующий спуск, усовершенствует систему запуска двигателя, что позволяет это делать пилоту без посторонней помощи.
Михаил Ефимов пилотирует биплан Анри Фармана
В то же самое время в Одессе развивается школа воздухоплавания Одесского аэроклуба, которая с началом войны готовит и военных пилотов.
Полеты с пассажирами тоже были
Годы войн
В 1914 году, с началом мировой войны, первый авиатор Одессы рвется на фронт. Туда он попадает в апреле 1915 года в качестве «летчика-добровольца» 32-го авиационного отряда. Воюет на Западном фронте, но не оставляет своих изобретений и усовершенствований.
В 1916 Михаил Ефимов с фронта подает рапорт своему руководителю с описанием проекта своего «двухмоторного блиндированного аэроплана-истребителя для постройки в Англии». Исследователям не удалось найти чертежи в архивах, но докладная записка была рассмотрена.
Летчик в кругу коллег у биплана
Летом того же года Ефимов становится летчиком-истребителем. Здесь он использовал одноместный самолет «Ньюпор-XI», маневренный и быстрый на то время, но очень требовательный к управлению, в особенности к взлету и посадке. Революцию встречает в Севастополе в должности флагманского летчика гидроавиации Черноморского флота. Революцию он принимает, становится членом комитета гидроавиации.
О дальнейшей судьбе летчика известно сравнительно мало. В 1918 году он был арестован. В то время Крым был занят немецкими войсками. С их уходом он освободился, перед приходом «белых» эвакуировался в Одессу, где и был убит в августе 1919 года. По одной из версий, Ефимову припомнили службу в Красной гвардии, хотя достоверных сведений об этом нет.
Прапорщик Михаил Ефимов на фронте, стоит четвертым справа
Память о Ефимове в Одессе
Первый авиатор Одессы, безусловно, менее известен, чем его знаменитый визави Сергей Уточкин. Уточкин — герой одесского фольклора, первый футболист, велосипедист, мотоциклист и еще много-много определений с приставкой «первый». Тем не менее, в честь Ефимова в Одессе есть целых три мемориальных доски: на здании Одесского колледжа транспортных технологий (пл. Алексеевская, 17), в начале улицы Ефимова на Мельницах, и на трибуне Одесского ипподрома, где состоялся первый полет. Еще одна доска была на доме, где проживала семья Ефимовых (ул. Княжеская, 24).
Мемориальная доска на стене училища, пл. Алексеевская
Фасад бывшего железнодорожного училища, где в 1899-1902 гг. учился будущий летчик
Улица названная в честь нашего героя находится на Ближних Мельницах; собственно, через железнодорожные пути от того места, где он в 1899-1902 гг. учился в «железнодорожном техническом училище».
Памятник Михаилу Ефимову в 2005 году был открыт на территории предприятия «Одесавиаремсервис» (сейчас — ГП «Одесский авиационный завод»).
Памятник Михаилу Ефимову на территории предприятия
Ранее на USIonline.com — Арки в Одессе: реализованные и исчезнувшие проекты, эскизы на бумаге.
Читайте нас в Facebook, Telegram и Instagram, смотрите на Youtube.
Война
Более 3 млн тонн агропродукции экспортировали из портов Большой Одессы
За период с 1 августа по сегодня, 14 сентября, из портов Большой Одессы вышло более 130 судов с продовольствием. Экспортировано 3,1 млн тонн агропродукции.
В Министерстве инфраструктуры Украины отметили, что всего из портов «Одесса», «Черноморск» и «Южный» вышли уже 134 судна, в Азию — 71, в Европу — 44, а в Африку — 19.
Среди этих судов были и зафрахтованы Всемирной продовольственной программой ООН, противодействующей голоду в мире. Так украинская пшеница попала в Йемен и Эфиопию, где продовольственная катастрофа.
В планах экспортировать всеми видами транспорта не менее 8 млн тонн. Пока что самый большой караван, отправленный из портов Большой Одессы по этой инициативе составил 13 судов, которые перевозили 282,5 тыс. тонн украинской агропродукции.
Любопытно
В Одессе бесплатно проверят слух
В течение двух дней, 15-16 сентября, в Консультативно-диагностическом центре №6 пройдут Дни проверки слуха. Каждый желающий до 60 лет может бесплатно пройти аудиометрию и проконсультироваться с врачом.
Проверить слух можно с 09:00 до 17:00 в поликлинике №6, расположенной на ул. Маршала Говорова, 26а. Чтобы не было очередей, есть предварительная запись по номеру: (048) 797 28 88.
Аудиометрия позволяет оценить остроту слуха. Эту диагностику рекомендовано проводить раз в 5 лет, но если работаете или часто находитесь в шумных условиях – нужно проверять чаще. Обычно понижение слуха происходит постепенно, поэтому самостоятельно оценить себя невозможно. Имея аудиограмму, врач сможет предоставить рекомендации и профилактические мероприятия.
Одесса
Пьяный одессит спровоцировал смертельное ДТП
Вчера вечером на Овидиопольской дороге произошло ДТП, из-за которого погиб 17-летний родственник пьяного водителя. Виновник аварии был задержан, а следствие продолжается.
Как сообщила пресс-служба патрульной полиции в Одесской области, за рулем автомобиля Nissan находился 25-летний водитель, находившийся в состоянии алкогольного опьянения и ехавший с пассажиром, своим несовершеннолетним родственником. Он допустил столкновение с другим автомобилем на встречной полосе, после чего въехал в столб.
Родственник виновника погиб от полученных ран, сам водитель имеет незначительные повреждения. Пассажиры другого автомобиля не пострадали, но их транспортное средство имеет механические повреждения.
Водитель задержан. Следствие продолжается и назначен ряд экспертиз. По закону водителя могут лишить свободы и права управлять автомобильным средством на срок от 5 до 10 лет.