Аналітика
Бизнесмен из орбиты Лукашенко и Медведчука получил миллионы на «Большом строительстве» Зеленского – «Схемы»
Расследователи обнаружили, что в прошлом году белорусский «Нефтебитумный завод» Воробья существенно увеличил поставки битума в Украине. Основными конечными покупателями продукции стали участники украинской госпрограммы «Большое строительства».
Анализируя данные таможни, «Схемы» выяснили, что белорусский завод Воробья чаще всего продавал свою продукцию в Украину не напрямую, а через украинскую фирму «БелКазТранс Украина» своего 38-летнего сына – гражданина Украины Николая Воробья.
Воробей-младший при перепродаже битума субподрядчикам «Большого строительства» выставлял им существенно высокую цену. Это повышало его финальную стоимость, сказано в материале.
Фирмы, связанные с Воробьем, по состоянию на конец марта 2021 года заработали на «Большом строительстве» 320 млн грн, подсчитали журналисты. В «БелКазТранс Украина» на запрос «Схем» ответили, что не являются участником проекта «Большое строительство», а продает битум большим нефтетрейдерам и не сотрудничает с бюджетными организациями.
Журналисты выяснили, что деятельность Николая Воробья в Украине не ограничивается поставкой битума. С 2019 года он вошел сразу в три стратегические сферы украинской экономики. Так, в 2020 году его белорусская компания «БелКазТранс» импортировала около половины дизельного топлива, которое поставлялось в Украину из РФ.
«Это поставки дизельного топлива из России, которые по трубопроводу доходят до Гомеля и дальше перегружаются в железнодорожные вагоны и поставляются в Украину. Это просто посреднические услуги», – прокомментировал главный редактор профильного журнала «Нефтерынок» Александр Сиренко.
Расследователи обратили внимание на тот факт, что украинские активы белорусского бизнесмена оформлены на членов его семьи, граждан Украины. В частности, компания его сына, «БелКазТранс Украина», кроме импорта битума, в 2020 году обеспечивала логистику при импорте российского угля для украинских металлургических предприятий и электростанций.
«Любым компаниям, кроме «БелКазТранс Украина», не давали согласие на перевозку чиновники российских железных дорог. По информации от наших членских компаний, которые потеряли долю на рынке – это почти 100%. По объемам это самый большой транзитер», – отметил глава Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко.
Услугами компании сына Воробья пользуются крупнейшие промышленные группы Украины, сообщили «Схемы». Источники проекта рассказали, что с марта прошлого года и до сих пор эта компания регулярно получает оплату за экспедиторские услуги от крупнейших потребителей угля в Украине – холдингов «Метинвест» и «ДТЭК» Рината Ахметова и «Интерпайп» Виктора Пинчука, говорится в материале.
В «ДТЭК» ответили, что действительно с весны 2020 года сотрудничали с «БелКазТранс Украина», но сейчас не работают с этой компанией напрямую. В холдинге «Метинвест» подтвердили, что до сих пор сотрудничают с «БелКазТранс Украина», но уточнили, что выбрали ее на тендерной площадке. «Интерпайп» от комментариев воздержался.
Отмечается, что помимо логистики, структуры, связанные с Воробьем, занимались импортом угля в условиях, когда российские власти выдавали разрешения на поставки этого сырья в Украину.
«В декабре 2019 года эстонская компания NT Marin, которую журналисты связывают с Воробьем, получила разрешение от российского правительства на почти 50% от поставок угля в Украину. В марте 2020 года крупнейшие импортеры смогли получить такие разрешения самостоятельно. Но, как обнаружили «Схемы», в 2021 году NT Marin продолжила в качестве посредника импортировать уголь. В конце марта в Украину начала поставки также другая эстонская фирма, связанная с Воробьем – NT Bunkering. В то же время эти эстонские компании (NT Bunkering и NT Marine) в течение 2018–2020 годов поставляли нефтепродукты российского «Новошахтинского завода нефтепродуктов» (ОАО «НЗНП») в ЕС (в частности в Эстонию) и Украину», – говорится в расследовании.
Компании из орбиты Николая Воробья сотрудничали с российским заводом Медведчука ОАО «НЗНП» и с 2018 по 2020 годы поставляли в Европу и Украину продукцию завода, подчеркнули журналисты.
«Сам Николай Воробей не попал под украинские санкции, хотя сотрудничал с тем бизнесом Медведчука, который был основанием введения санкций Совета нацбезопасности и обороны Украины относительно украинского политика и связанных с ним структур», – отметили расследователи.
Медведчук сказал «Схемам», что не сотрудничает с Воробьем, По его словам, они «дружат и никаких совместных бизнес-интересов у них нет».
Журналисты установили, что в Украине живет два сына Воробья от предыдущего брака. Кроме старшего сына Николая, продажей нефтепродуктов занимается его жена Валерия Воробей через украинскую компанию «Укрбелнафтопродукт».
Аналитика
В Одессе появился трамвай «Север-Юг»
В Одессе запущен маршрут трамвайного сообщения «Север – Юг». Теперь жители поселка Котовского, Лузановки, Пересыпи смогут добраться до центральной части города с помощью трамвайного маршрута №7. Он будет работать от ул. Паустовского до Старосенной площади. От одной конечной остановки до другой можно добраться примерно за полтора часа.
В департаменте транспорта говорят, что это только первый этап запуска маршрута – в дальнейшем он будет продолжен до ул. Архитекторской. Технически все готово, чтобы соединить Суворовский и Киевский районы, но маршрут очень длинный, и нужно время, чтобы разработать новую логистику: расписание движения, интервал и т.д.
«Очень символично, что это происходит в День украинской государственности. Несмотря на активные боевые действия и ракетные удары. Несмотря на восемь лет войны на Востоке страны. Это еще раз демонстрирует характер нашей нации и доказывает связь между поколениями: мы хотим жить свободно, жить богато, в красоте и комфорте. И за эти ценности мы боремся», – заявил на открытии обновленного маршрута мэр Одессы Геннадий Труханов.