Аналітика
Госрегулирование цен на топливо противоречит соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС / ГОРДОН
«Постановлением от 29 марта 2021 года №450 КМУ введено временное государственное регулирование розничных цен на бензин А-92, А-95 и дизельное топливо, которое реализуется на АЗС путем декларирования их увеличения. Данное постановление вступило в силу 12.05.2021. Более того, на сайте Минэкономики появился проект постановления КМУ о временном государственном регулировании цен на бензин А-92, А-95 и дизельное топливо путем установления предельной торговой надбавки«, – сказано в сообщении ассоциации.
В ЕВА выступили против инициатив Кабмина.
«Во-первых, они противоречит Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС, ведь решение о государственном регулировании цен абсолютно нивелирует роль рынка как основного регулятора рыночных отношений и будет способствовать вмешательству государства в экономические бизнес-процессы. Во-вторых, сейчас в рыночную цену топлива заложена не только средняя стоимость нефтепродуктов, по данным международного информационного агентства, и предельные уровни торговой надбавки в 5–7 грн (как говорится в проекте), но и расходы на транспортировку в Украине и за ее пределами, расходы на перевалку, хранение, сертификацию, изменчивость курса валют, контроль качества и тому подобное. Поэтому «ручное» регулирование цен может уничтожить механизмы формирования цен, которые использовал прозрачный бизнес годами и создать кризис с непрогнозируемым обеспечением нефтепродуктов для потребителей, остановку работы прозрачных автозаправочных станций и тому подобное», – подчеркнули представители бизнеса.
Третьим пунктом возражений в ЕВА назвали то, что сейчас именно большое количество АЗС позволяет потребителю выбирать продукцию и продавцов, в зависимости от цены и других факторов. Механизм же предельной торговой надбавки ставит прозрачный бизнес в единый «ценовой коридор», а обязанность заблаговременного декларирования изменения цен исказит ценовую конкуренцию, что существенно нарушит принципы прозрачной конкуренции и противоречит закону «О защите экономической конкуренции», добавили в ЕВА.
«В-четвертых, при установке государственного регулирования цены, которая ниже экономически обоснованной, органы исполнительной власти и местного самоуправления должны возмещать бизнесу такую разницу (закон Украины «О ценах и ценообразовании). В противном случае установление такого регулирования не допускается. В-пятых, регулирование цен приведет к убыткам для бизнеса, а соответственно, и отразится на налоговых поступлениях в государственный бюджет. То есть в проигрыш выйдут все стороны. Единственный, кто одержит победу, – теневой бизнес с сомнительным качеством горючего, с которым так активно пытается бороться страна. Побочным следствием решения также может стать и увеличение расходов корпоративных клиентов АЗС, поскольку игроки рынка не смогут предоставлять им скидки на основании объемов потребленного топлива», – заявили в ассоциации.
Европейская бизнес-ассоциация обратилась к правительству с призывом отменить принятое постановление и не допустить введения предельной торговой надбавки на горючее, «чтобы сфера продолжала функционировать и в ней укреплялись равные правила игры».
«О негативных последствиях такого регулирования ассоциация заблаговременно предупреждала правительство. Кроме того, рыночная экономика не может базироваться на устаревших механизмах регулирования цен и риторическим является вопрос, какой именно сигнал это может дать международным инвесторам по прогнозируемости регуляторной политики страны», – подытожили в ЕВА.
Кабинет Министров Украины на заседании 14 марта установил предел наценки на топливо в сетях автозаправочных станций (АЗС). Цена литра дизельного топлива не может вырасти на более чем 7 грн, а бензина – на 5 грн. Ограничения вводятся на автозаправочных станциях в период действия карантина.
Собеседники издания enkorr в правительстве заявили, что средняя цена дизельного топлива на май с учетом предельной наценки может составить 27,89 грн/л, а бензина – 30,22 грн/л.
Аналитика
В Одессе появился трамвай «Север-Юг»
В Одессе запущен маршрут трамвайного сообщения «Север – Юг». Теперь жители поселка Котовского, Лузановки, Пересыпи смогут добраться до центральной части города с помощью трамвайного маршрута №7. Он будет работать от ул. Паустовского до Старосенной площади. От одной конечной остановки до другой можно добраться примерно за полтора часа.
В департаменте транспорта говорят, что это только первый этап запуска маршрута – в дальнейшем он будет продолжен до ул. Архитекторской. Технически все готово, чтобы соединить Суворовский и Киевский районы, но маршрут очень длинный, и нужно время, чтобы разработать новую логистику: расписание движения, интервал и т.д.
«Очень символично, что это происходит в День украинской государственности. Несмотря на активные боевые действия и ракетные удары. Несмотря на восемь лет войны на Востоке страны. Это еще раз демонстрирует характер нашей нации и доказывает связь между поколениями: мы хотим жить свободно, жить богато, в красоте и комфорте. И за эти ценности мы боремся», – заявил на открытии обновленного маршрута мэр Одессы Геннадий Труханов.