Аналітика
Списание грузовых вагонов по возрасту загоняет «Укрзалізницю» в миллиардные долги и создает транспортный коллапс – эксперт
Он отметил, что парк грузовых вагонов нужно обновлять, но для этого следует воспользоваться мировым опытом: в США и странах Е контролируют техническое состояние вагонов, а списывают их тогда, когда надлежащий ремонт становится технически невозможным или финансово нецелесообразным.
По его убеждению, у «Укрзалізниці» есть другие неотложные проблемы, решение которых требует финансирования, и прежде всего это состояние железнодорожных путей. По информации «Укрзалізниці», в капитальном ремонте нуждается 25% главных железнодорожных путей, а в реконструкции – еще 10%. Однако к сентябрю отремонтировли и реконструировали менее 1% от общей длины главных путей. Также на 96% изношен локомотивный парк, но денег на его обновление у компании нет.
«Экономическое состояние «Укрзалізниці» ужасное. За первое полугодие 2021 года ее убыток составил 1,4 млрд грн, накопленный убыток достиг 51 млрд грн, а объем привлеченных кредитов – 34,8 млрд грн», – написал эксперт.
Если покупать новые вагоны за счет кредитов под 12% годовых, как это предлагает «Укрзалізниця», это обойдется в 3 млрд убытков ежегодно, посчитал Соколов.
«Такая сделка принесет «Укрзалізниці» минимум 6% ущерба от суммы привлеченных средств. При размере кредита в 50 млрд грн – это 3 млрд грн в год. О ремонте путей и покупке новых локомотивов придется забыть надолго – как минимум, пока государство не погасит долги «Укрзалізниці» за счет всех украинцев. А это означает еще один неизбежный кризис из-за аварийного состояния путей и локомотивов», – подчеркнул Соколов.
Он напомнил, что у Украины есть обязательства, взятые в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС: согласно им, «Укрзалізницю» должны разделить на оператора инфраструктуры, который останется государственным, и операторов перевозок, которые должны быть частными.
«Или в МИУ решили отказаться от наших еврообязательств, или нам предлагают за государственные средства создать огромный парк новых вагонов, которые практически сразу будут приватизированы. А кто на этом обогатится, это вопрос, ответа на который пока нет», – заявил эксперт.
8 октября Министерство инфраструктуры опубликовало новый приказ об ограничении сроков эксплуатации грузовых вагонов в зависимости от возраста. Предыдущие приказы на эту тему были отклонены регуляторной службой.
Гендиректор Федерации работодателей и транспорта Украины Владимир Гусак заявил, что «Укрзалізниця» и частные вагонные операторы должны обновлять свой вагонный парк в рамках собственных бизнес-планов, без чрезмерного вмешательства государства, так как намного важнее техническое состояние вагона, а не его возраст.
Президент объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков заявил, что если «Укрзалізниця» будет списывать вагоны в зависимости от срока эксплуатации, то это спровоцирует на рынке дефицит вагонов, а цены на продукцию для конечных потребителей вырастут.
Аналитика
В Одессе появился трамвай «Север-Юг»
В Одессе запущен маршрут трамвайного сообщения «Север – Юг». Теперь жители поселка Котовского, Лузановки, Пересыпи смогут добраться до центральной части города с помощью трамвайного маршрута №7. Он будет работать от ул. Паустовского до Старосенной площади. От одной конечной остановки до другой можно добраться примерно за полтора часа.
В департаменте транспорта говорят, что это только первый этап запуска маршрута – в дальнейшем он будет продолжен до ул. Архитекторской. Технически все готово, чтобы соединить Суворовский и Киевский районы, но маршрут очень длинный, и нужно время, чтобы разработать новую логистику: расписание движения, интервал и т.д.
«Очень символично, что это происходит в День украинской государственности. Несмотря на активные боевые действия и ракетные удары. Несмотря на восемь лет войны на Востоке страны. Это еще раз демонстрирует характер нашей нации и доказывает связь между поколениями: мы хотим жить свободно, жить богато, в красоте и комфорте. И за эти ценности мы боремся», – заявил на открытии обновленного маршрута мэр Одессы Геннадий Труханов.