Криминал
В суд из-за ям на дорогах: как отсудить у дорожников материальную компенсацию
Тысячи водителей несут материальные и моральные издержки из-за плохих украинских дорог. Как бороться с халатностью «дорожников» и как выиграть дело в суде?
41-летняя киевлянка проезжала село Радулин на Житомирщине, когда колесо автомобиля попало в выбоину и женщина потеряла управление. Автомобиль съехал в кювет, столкнулся с деревом и перевернулся.
Водитель отделалась ушибом сустава, однако ее матери, которая сидела рядом, повезло меньше: перелом левой лопатки, сотрясение головного мозга и разрыв правого легкого.
Вскоре суд подтвердил, что авария произошла не по вине водителя. К административной ответственности привлекли начальника филиала Новоград-Волынского участка «Житомирского облавтодора» за то, что «не принял меры по ликвидации выбоины, в результате наличия которой произошло ДТП».
Пострадавшая потом подала в суд на балансодержателя дороги, чтобы взыскать деньги за причиненный материальный и моральный ущерб. Ей удалось сполна отстоять свои требования в суде первой инстанции и отстоять частично — в апелляции.
Это не единственный случай, когда водители успешно отстаивали свои права в судах после подобных инцидентов на дорогах. Какие дела выигрывали пострадавшие, на какую компенсацию они могут рассчитывать, как бороться с халатностью «дорожных» чиновников и что надо делать, чтобы выиграть дело?
За последние два года в Украине зафиксировано 312 646 ДТП, 411-445 аварий ежедневно.
На языке цифр
Описанный выше случай не уникален. На языке статистики такой вид ДТП называется «наездом на препятствие с последующим опрокидыванием» и является классическим примером того, как поврежденное дорожное полотно может привести к аварии.
К этой категории ДТП относят аварии из-за попадания в выбоину, наезд на поврежденную крышку люка или на люк без покрытия, наезд на дерево, если оно упало на дорогу, столкновения с оборванными электропроводами. За последние два года, по подсчетам патрульных, случилось 5038 таких ДТП с пострадавшими.
Сколько дорожных происшествий спровоцировано дефектами покрытия дорог, точно не известно.
Во-первых, нередко связь между плохо заплатанными ямами и аварийным столкновением удается доказать лишь по итогам многолетнего рассмотрения дела в судах.
Во-вторых, далеко не все водители, которые влетели в яму и при этом потеряли колесо и набили шишку, вызывают патрульных, ведь этот процесс долгий и утомительный.
ВАЖНО ЗНАТЬ
По факту ДТП вызванные сотрудники патрульной полиции должны:
В итоге материалы попадают в суд — причина аварии и лицо ответственное за нее выясняется только в судебном порядке. После привлечения виновника к административной или уголовной ответственности может идти речь о процессе по взысканию компенсации с обвиняемого органа или его руководителя.
Компенсацию взимают с балансодержателя дороги. Это может быть любая организация, в функции которой входят ремонт и содержание дороги, где произошло ДТП: облавтодор, коммунальное или частное предприятие.
Обзор судебной практики в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в течение первой трети 2019 года показывает, что 70% пострадавших в ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог отсуживают средства за причиненный материальный ущерб, а в некоторых случаях — и за моральный.
Речь идет об анализе 58 судебных решений, 48 из которых касаются исков о взыскании компенсации за ДТП, и 10 — о привлечении виновных к ответственности.
В 55 случаях суды установили первопричины аварий. Ими стали выбоины — 60% дел, поврежденные крышки люков — 13%, гололедица — 13%, падение дерева или обрыв проводов — 9%, отсутствие дорожного знака — 5%.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Неудовлетворительными считаются ямы, которые не соответствуют требованиям ДСТУ . В зависимости от категории дороги глубина выбоин не должна превышать 4 см для дорог 1-3 категорий и групп А, Б — улиц и дорог населенных пунктов, 6 см — для остальных категорий и групп. Высота наплывов не должна превышать 2 см и 4 см соответственно.
Лишь четыре дела о взыскании компенсации из числа рассмотренных дошли до кассации и были проанализированы Верховным Судом. Эти дела в каждом случае рассмотрены в пользу потерпевших. В то же время, кассация удовлетворила их частично.
Дело по иску о взыскании 54 тыс грн материального и 10 тыс грн морального ущерба завершилось решением о возмещении 18 тыс грн и 1 тыс грн соответственно. Требование о компенсации 259 тыс грн материальногои 15 тыс грн морального ущерба вылилась в решение о взыскании с виновников ДТП полной суммы материального ущерба и 1 тыс грн — морального.
С начала 2019 суды не удовлетворили полностью только четыре иска. Они представляют особый интерес, поскольку включают почти полный перечень типичных ошибок в доказательстве таких жалоб.
Как не допустить ошибок
62-летний водитель из пгт. Большая Александровка Херсонской области ежедневно несколько раз проезжал по местной улице Свободы, которая славится своей ямочностью.
Год назад неудачный левый поворот с попаданием в выбоину завершился для автомобиля пробитой передней правой шиной, деформированным диском, поврежденными стойками амортизатора и даже треснувшим лобовым стеклом.
Мужчина заявил исковые требования к поселковому совету на 12 тыс грн имущественного и 10 тыс грн морального ущерба. Дело вскоре рассмотрит апелляционный суд, а пока есть выводы суда первой инстанции и они не в пользу истца.
Во-первых, суду не хватило доказательств, что именно поселковый совет является балансодержателем дороги, где произошло ДТП.
Во-вторых, суд не увидел доказательств обстоятельств ДТП, не получил от истца ни справки из полиции о ДТП, ни доказательств плохого качества дороги, ни деталей аварии, зафиксированных в протоколе и схеме ДТП.
При этом старший инспектор Великоолександровского отдела полиции фотографировал место ДТП и осматривал транспортное средство. Все эти документы были использованы по делу о привлечении к ответственности виновников, однако «фото были сброшены на служебный компьютер, но по техническим причинам были уничтожены».
В-третьих, суд не получил экспертной оценки ущерба автомобиля, поэтому истец не мог подтвердить адекватность заявленной суммы материальной компенсации.
В-четвертых, суд обратил внимание, что в постановлении о привлечении к ответственности местного техника по благоустройству не были отражены выводы о причинах возникновения ДТП. Следовательно, нет доказательств того, что именно неудовлетворительное состояние дороги по вине техника привело к дорожному происшествию.
Еще один негативный пример.
Водитель с Доброполье Донецкой области пришла в суд с иском против Донецкого облавтодора о взыскании материального и морального вреда, причиненного ей в ДТП на автодороге Знаменка — Луганск — Изварино осенью 2017 года.
По ее сведениям, авария произошла из-за неровного покрытия дороги и насыпи гранитного щебня, пришлось объезжать. В результате автомобиль вылетел за пределы проезжей части и перевернулся. 78 тыс грн на ремонт и 15 тыс грн моральной компенсации — одно из этих требований суд первой инстанции не поддержал.
В основу такого решения легли несколько обстоятельств.
Во-первых, истица не предоставила доказательств привлечения должностных лиц Донецкого облавтодора к ответственности по результатам расследования обстоятельств ДТП.
Во-вторых, она не доказала, что в результате ДТП получила телесные повреждения. Женщина не прошла полное медицинское обследование сразу после аварии, а медицинские справки в подтверждение «моральных страданий» составила через полгода после инцидента.
В-третьих, так же поздно произошло исследования состояния авто. Истица подписала заявление на его проведение через полгода. «Нет доказательств, что автомобиль в марте 2018 находился в том же состоянии, что и в результате ДТП», — констатировал суд.
Истица также не доказала, что вред вызван именно по вине работников дорожной службы. Последние же предоставили журналы периодического осмотра дороги за 2017 год, где указано:
«Обнаруженные недостатки дороги, имевшие место до и после ДТП, устранены работниками».
Какие еще моменты могут быть основаниями для отказа в удовлетворении иска?
Среди них — неправильно оформленаная схема последствий ДТП, отсутствие отчета об оценке имущественного ущерба, запоздалое составления протокола об административном правонарушении, неправильное установление ответчика по делу.
Если с доведением размера материального ущерба ситуация более-менее понятна, ведь свидетельствамми служат акт экспертизы и смета ремонтных работ, то с доведением размера морального вреда все сложнее.
О моральном ущербе
Решение в части взыскания морального вреда судьи принимают, «исходя из принципов разумности, взвешенности и справедливости», поэтому не удивительно, что они в большинстве своем не приходят к согласию с истцами.
Из 27 дел по иску о взыскании материального и морального вреда комплексно ни одно не завершилось удовлетворением исковых требований в полном объеме. Суды частично удовлетворили 23 иска, каждый раз или выбрасывая из иска часть о взыскании за «моральное страдание», или существенно урезая востребованную сумму.
Решая вопрос о моральной компенсации, судьи ищут сочетание четырех условий: подтверждение морального вреда, противоправные действия или бездействие, связь между вредом и противоправным действием, а также вина того, кто причинил вред.
В судебных делах с начала 2019 года в пользу истцов-водителей срабатывали следующие аргументы о нанесении морального вреда: душевные и физические страдания в результате длительного оформления обстоятельств ДТП на сильном морозе , осложнения жизни из-за ДТП, нерациональное расходование времени, необходимость привлечения значительных физических, душевных и материальных ресурсов, нарушение установившегося ритма жизни.
Вместо заключения
Из десяти историй с начала года о привлечении к ответственности тех, по чьей вине дорога была неудовлетворительной и стала причиной ДТП, четыре завершились закрытием дела за отсутствием состава нарушения, а шесть — привлечением к административной ответственности должностных лиц. Правда, два дела сразу закрыли в связи с истечением сроков давности.
Наиболее частые линии защиты ответчиков — «ограниченность финансирования» и «не является должностным лицом, ответственным за содержание дорог». Областные Службы автомобильных дорог (САД) переводят вину на облавтодоры, а облавтодоры — на САДы. А заканчивается это тем, что потом привлекают должностных лиц райавтодоров или городских автодоров. Последние преимущественно и становятся фактическими ответчиками.
В общем дела о возмещении и привлечения к ответственности виновных в ДТП из-за плохих дорог — это дела, которые требуют не слишком большого объема материалов для доказательства, но все они и каждое отдельно изучаются подробно и с особой бдительностью.
Так и получается, что лишить истца шансов на выигрыш в суде может одна-единственная непроставленная полицейским подпись, а виновным в происшествии будет тот, которого легче привлечь.
03.06.2019
08:45
Источник
Культура
Судьбу памятника Екатерине в Одессе решат общественные слушания
В Одессе состоится общественное обсуждение дальнейшей судьбы памятника «Основателям Одессы», расположенного на Екатерининской площади в центре города. Мероприятие пройдет под руководством управления по объектам культурного наследия Одесского городского совета в форме интернет-конференции 19 сентября в 12.00.
С учетом предложений, полученных по результатам общественного обсуждения, в период с 20 сентября 2022 года по 20 октября 2022 года включительно будет проводиться электронный опрос территориальной громады Одессы по данному вопросу с использованием вебпортала «Социально активный гражданин» Одесского городского совета.
Напомним, недавно на президентском портале было размещено несколько петиций с требованием снести монумент. Президент рассмотрел эти предложения и заявил, что судьбу памятника должны решать городские власти Одессы.
Регион
В нацпарке «Тузловские лиманы» высохли уникальные озера
В Национальном природном парке «Тузловские лиманы» в Одесской области практически высохли уникальные мелкие внутренние озера, названные в честь академика Ювеналия Зайцева.
Об этом сообщил бывший руководитель нацпарка эколог Иван Русев.
Причиной высыхания озер стало то, что в этом году вода в лиманы почти не поступает извне.
«Не было и стока пресной воды по малым рекам в лиманы. К тому же в этом году уровень воды в реке Дунай крайне низок за последние десятилетия, поэтому вода в лиманы Джантшейский и Малый Сасык тоже оттуда не поступает и не пополняет озера», – объясняет Русев.
По его словам, сейчас «совсем» не поступает вода и из Черного моря в Тузловские лиманы. Помимо влияния военных действий на отсутствие водообмена одной из причин Русев также назвал тот факт, что администрация области не предоставила рыбакам разрешения открыть пропасть за собственные средства.
«Одесская ОГА, а именно заместитель главы ОГА Олег Муратов и Департамент экологии ОГА Павел Буланович противозаконно блокировали выдачу разрешений местным рыбакам, которые готовы были за свои средства сделать такую важную природоохранную работу, о чем я писал раньше и открыть пропасть. Но этого не произошло» , – подчеркивает сотрудник Национального парка.
В результате испарения воды из лиманов на фоне отсутствия водообмена привело к полному высыханию заповедных озер, где были сосредоточены уникальные птичьи «садики» галагазов (род уток), говорит Русев.
Национальный парк «Тузловские лиманы» — природоохранная территория в Украине на территории Белгород-Днестровского района Одесской области.
Культура
На одесской дискотеке благотворительно повеселились
В Одессе разгорелся скандал вокруг случаев нарушения комендантского часа развлекательными заведениями. Наибольший резонанс вызвала дискотека в клубном отеле М1 на Ланжероне, видео с которой появилось в соцсетях ее участников. Шум и веселье многие сочли опасными и неуместными во время войны, когда в Одессе страдают переселенцы, в госпиталях лежат раненые, а Николаев ежедневно бомбят ракетами оккупанты.
Ситуация привлекла внимание военной администрации. О том, как поступили с нарушителями, рассказал спикер главы Одесской военной администрации Сергей Братчук.
Он заявил, что и персонал клуба и все посетители поняли, что они нарушили правила, поэтому принесли свои извинения и все вместе решили предоставить финансовую помощь подразделениям Вооруженных сил Украины. Братчук подчеркнул, что ни одного исключения для нарушителей комендантского часа, кто бы это ни был или правил в работе данных клубов, не будет.
Между тем в анонимных телеграм-каналах города появилось заявление одного из сотрудников клуба, который утверждает, что все это ложь, и на самом деле никто не был наказан. Также он написал, что никакие средства на ВСУ в клубе не собирались. Дискотека изначально была организована якобы с благотворительной целью, но кому конкретно и какая часть от собранных с отдыхающих средств уйдет — неизвестно.