Connect with us

Любопытно

«Спецфонд»: одесский Художественный музей представит работы, запрещенные в сталинское время

Published

on

Официальное открытие выставки «Спецфонд» из коллекции Одесского художественного музея состоится в пятницу, 21 сентября, в 17:00.

Вход на выставку свободный, сообщил директор учреждения Александр Ройтбурд.

Выставка рассказывает о самом драматичном периоде украинского искусства — его сломе в конце 1930-х, когда в стране был задушен художественный поиск, прервано естественное развитие художественного процесса, были похоронены надежды на национальное возрождение.

Многие художники стали жертвами репрессий, остальные вынуждены были «наступить на горло собственной песне» и замолчать либо сдаться и начать производить одобренное режимом искусство с его унифицированным художественным языком («отражение жизни в формах самой жизни») и сервильной идеологической позицией (национальное по форме, социалистическое по содержанию). Итоги 20-летнего поиска молодого украинского искусства оказались изъятыми из художественного контекста, частично уничтоженными, а частично на десятилетия похороненными в так называемом спецфонде Киевского государственного музея украинского искусства (ныне Национальный художественный музей Украины).

Табу с этого периода украинского искусства было снято только в последние годы существования СССР, в годы так называемой перестройки. А впервые в полном объеме спецфонд был выставлен в НХМУ уже после Революции Достоинства, в 2015 году. Тогда эта выставка стала настоящей сенсацией для искусствоведов, художников, зрителей. Теперь с ней может ознакомиться и одесская публика.

«Наша выставка не является простым повторением выставки НХМУ, — говорит Ройтбурд. — Дополненная произведениями из одесской коллекции, она наглядно демонстрирует перекличку между двумя музеями».

Так, например, рядом с «киевским» Анатолием Петрицким представлена «одесская» его работа «Отдых» — обе работы объединяет характерный для этого мастера колорит. Рядом с портретом Николая Беляшевского, директора Киевского городского художественно-промышленного и научного музея (ныне Национальный художественный музей Украины), кисти Михаила Козика мы экспонируем более ранний портрет Беляшевского работы Михаила Жука, который с 1920-х годов и до своих последних дней жил и работал в Одессе. Рядом с программными работами одессита Теофила Фраермана, встреча с которыми будет сюрпризом для зрителя, представлена его же довоенная работа «Интерьер» из коллекции Одесского художественного музея.

Параллельно с киевским художественным авангардом, который на выставке представлен работами Анатолия Петрицкого, Виктора Пальмова и другими, в Одессе работало общество «Независимых», в которое входил Амшей Нюренберг. К этому же кругу примыкал Петр Митковицер, работа которого до недавнего времени находилась в запасниках нашего музея. Нам было важно показать, что процессы художественной жизни Одессы были синхронны с художественной жизнью всей Украины. Выставка позволяет продемонстрировать, что одесское искусство было неотъемлемой частью искусства Украины и точно так же было сломлено в период укрепления тоталитарного режима, его идеологии и эстетики.

Например, в конце 1920-х – в начале 1930-х на сцену выходит новое поколение художников. Среди них когорта одесских бойчукистов, наследие которых до сих пор не исследовано в достаточной мере. Спустя несколько лет большинство этих художников подверглось репрессиям, оставшиеся в профессии стали правоверными соцреалистами и долго боялись даже вспоминать об этом периоде своего творчества.

Еще одна работа, характерная для того времени — «Выплавка стали» Николая Шелюто. Спустя несколько лет Шелюто, подобно многим другим художникам своего поколения, отказался от формальных поисков и до конца жизни работал в этюдной, реалистической манере.

В начале 1930-х годов в рамках кампании по борьбе с украинским национализмом был допрошен в ГПУ Михаил Жук, после чего отошел от творческой деятельности, сосредоточившись на преподавании. С этого же времени прекратил выставляться и Теофил Фраерман.

«Сравнивая украинское искусство 1920–1930-х с российским, нельзя не обратить внимание на очевидные стилистические различия. В частности, если мейнстримовая в российском искусстве группа «ОСТ» тяготела к выразительным средствам своих немецких современников, которых вскоре объявили представителями «дегенеративного искусства», то украинские художники того времени стилистически ближе к искусству раннемуссолиниевской Италии, где совершался в то время поворот от футуризма к фашистскому неоклассицизму.

Такое сходство позволяет говорить об «Украинском новеченто» и рассматривать украинское искусство 1920–1930-х в общеевропейском контексте парадигмы трансформации революционного авангарда в тоталитарное искусство», — отмечает директор Художественного.

Под выставку «Спецфонд» отвели весь второй этаж, где экспонируется искусство советского периода.

«После этого экспозиция второго этажа будет радикально переосмыслена, что повлечет за собой изменения в экспозиции первого этажа», — говорит Ройтбурд.

Источник

Любопытно

В Одессе бесплатно проверят слух

Published

on

В течение двух дней, 15-16 сентября, в Консультативно-диагностическом центре №6 пройдут Дни проверки слуха. Каждый желающий до 60 лет может бесплатно пройти аудиометрию и проконсультироваться с врачом.

Проверить слух можно с 09:00 до 17:00 в поликлинике №6, расположенной на ул. Маршала Говорова, 26а. Чтобы не было очередей, есть предварительная запись по номеру: (048) 797 28 88.

Аудиометрия позволяет оценить остроту слуха. Эту диагностику рекомендовано проводить раз в 5 лет, но если работаете или часто находитесь в шумных условиях – нужно проверять чаще. Обычно понижение слуха происходит постепенно, поэтому самостоятельно оценить себя невозможно. Имея аудиограмму, врач сможет предоставить рекомендации и профилактические мероприятия.

Continue Reading

Война

Около Одессы сдетонировала морская мина

Published

on

У побережья в Одесской области сдетонировала русская морская мина.
Об этом сообщил спикер Одесской ОВА Сергей Братчук.
«Вражеская морская мина, которую сорвало во время шторма с якоря, сдетонировала в водах у Одесского побережья», — отметил он.

Взрывом задело один из частных пляжей, было повреждено оборудование — однако ни один человек не пострадал.

Братчук напомнил, что в Одесской области до сих пор запрещено купаться в море, посещать пляжи и побережье.

Continue Reading

Видео

В Одесской области педофил полгода насиловал 13-летнего родственника

Published

on

В Одесской области в Беляевском районе дядя-педофил полгода заставлял племянника сексуально удовлетворять его. За это он обещал 13-летнему мальчику купить телефон и давать карманные деньги, а также выполнять другие его прихоти.

О преступных действиях педофила сообщила родственница мальчика. Полиция посетила гараж, где жил 43-летний подозреваемый в педофилии.

Во время обыска правоохранители изъяли личные вещи мужчины и ребенка, а также отобрали у обоих биологические образцы.

Педофилу грозит от 10 до 15 лет за решеткой.

Continue Reading

Trending

© 2023 Дайджест Одеси. Копіювання і розміщення матеріалів на інших сайтах дозволяється тільки за умови прямого посилання на сайт. Для Інтернет-видань обов'язковим є розміщення прямого, відкритого для пошукових систем гіперпосилання на використаний матеріал не нижче другого абзацу. Матеріали з позначкою «Реклама» публікуються на правах реклами, відповідальність за їхній зміст несе рекламодавець.