• Latest
  • Trending
  • All

Россия загоняет Беларусь и Украину в нефтяной капкан

23.04.2019
Російські ракети влучили вночі у будинки в Сергіївці — є жертви

Российские ракеты уничтожили ночью три здания в Сергеевке — есть жертвы

01.07.2022
Зміїний наш!

Змеиный наш!

01.07.2022
Одеська міськрада пересварилась на сесії

Депутаты Одесского горсовета перессорились на сессии

29.06.2022
На Одещині від російської ракети постраждали 8 людей

В Одесской области от русских ракет пострадали 8 человек

27.06.2022
В Одесі подорожчають маршрутки

В Одессе подорожают маршрутки

24.06.2022
На Змеином ВСУ уничтожили еще один ЗРК

На Змеином ВСУ уничтожили еще один ЗРК

23.06.2022
Больше половины школ Одесской области не оборудованы убежищами

Больше половины школ Одесской области не оборудованы убежищами

22.06.2022
В Одесской области ослабили «сухой закон»

В Одесской области ослабили «сухой закон»

22.06.2022
На Змеином оккупанты потеряли технику

На Змеином оккупанты потеряли технику

22.06.2022
В Одесском регионе началась уборка урожая

В Одесском регионе началась уборка урожая

23.06.2022
Над Одесской областью сбили еще две ракеты

Над Одесской областью сбили еще две ракеты

20.06.2022
У Змеиного ВСУ уничтожили вражеское судно

У Змеиного ВСУ уничтожили вражеское судно

17.06.2022
Дайжест Одессы
Воскресенье, 3 июля, 2022
  • Суспільство
  • Події
  • Криминал
  • Любопытно
  • Одесса
  • Регион
  • Політика
  • Топ-тема
  • Бізнес
  • Аналітика
  • РусскийРусский
    • РусскийРусский
    • УкраїнськаУкраїнська
No Result
View All Result
Дайжест Одессы
No Result
View All Result

Россия загоняет Беларусь и Украину в нефтяной капкан

by @[email protected]
23.04.2019
in Криминал, Події, Суспільство
0

Пока 19 апреля Украина следила за дебатами кандидатов в президенты, а Беларусь — за посланием Александра Лукашенко народу, на котором он объявил о досрочных парламентских выборах.

В это время проходили совсем иные события, которые могли существенно повлиять на развитие политической ситуации в обеих странах. Естественно, речь идёт не о публичной политике. Поговорим о нефтепереработке. Россия как никогда была близка к тому, чтобы получить под контроль беларуские НПЗ и украинский топливный рынок. Что произошло и какова логика происходящего — будем разбираться вместе. Для лентяев ниже видео версия.

Акт первый. Спецслужбы, кум Путина и топливо

Начну, видимо, с ситуации на рынке топлива в Украине, которая сложилась в последние три года. В конце 2016 — начале 2017 СБУ провела серию проверок компаний, которые импортировали нефтепродукты из Российской Федерации. По удивительному стечению обстоятельств, уже к концу 2017 года на рынке остались (либо вошли на рынок) компании, связанные с Виктором Медведчуком. Они вскоре стали монополистами по прямым поставкам дизельного топлива и газовой смеси для автотранспорта из РФ.

Одновременно с проверками в Украине, российская «Транснефть» продаёт продуктопровод «ПрикарпатЗападТранс» швейцарской компании ITC Industry Trading Company SA. Примечательно, что в это же время в украинских судах находилось дело о праве собственности на данный трубопровод, который государство пыталось вернуть в свою собственность. Однако, рассмотрение дела фактически было остановлено в конце 2017 года. В это же время стало известно, что швейцарский покупатель трубы так же входит в группу компаний господина Медведчука.

Уже в начале 2018 года «Роснефть» заключает десятилетний контракт на продажу ITC Industry Trading Company от 3 до 5 млн тонн дизельного топлива ежегодно.

Часть украинских и российских трейдеров, не желавших работать в схеме кума Владимира Путина нашла обходной маршрут через Беларусь, договорившись с Александром Лукашенко и Михаилом Гуцериевым.

В результате за конец 2017 — начало 2018 года структуры Медведчука сумели потеснить других поставщиков нефтепродуктов и обеспечили себе долю рынка в 37-42% по дизтопливу и более 50% по сжиженному газу. Этому способствовало решение российского правительства от октября 2018 года, которым запрещалась поставка нефтепродуктов в Республику Беларусь — обходной маршрут исчез. Медведчук окончательно потеснил конкурентов. Важной составляющей в схеме является возобновивший работу продуктопровод, по которому осуществляются поставки украинским нефтетрейдерам и даже Министерству обороны Украины. 

В конце лета 2018 года Москва начинает активно давить на Минск, стремясь получить пакеты акций беларуских нефтеперерабатывающих заводов. Лукашенко отвечает резким отказом, что становится дополнительным фактором напряжённости между Беларусью и Россией.

В 2019 году в Украине стартуют президентские выборы. В этот момент Виктор Медведчук внезапно совершает визит в Минск, где встречается с беларуским президентов. Пресс-служба Лукашенко заявляет, что обсуждался вопрос урегулирования на Донбассе и политической ситуации в Украине. В реальности стороны, скорее всего, обсуждали тему торговли нефтепродуктами и, возможно, поиск Беларусью альтернативных поставщиков нефти.

После первой встречи с Лукашенко, за считанные дни до первого тура,  Виктор Медведчук решает продать трубопровод  «ПрикарпатЗападТранс». Покупателями выступают близкие к Лукашенко предприниматели Александр Шакутин (15 место в списке самых влиятельных беларуских бизнесменов) и Николай Воробей (17 место в рейтинге). Последний, кстати, имеет украинские корни. Сделка оформлена на принадлежащий бизнесменам «Нефтебитумный завод». Примечательно, что данную компанию фонд Госимущества Украины не допустил к конкурсу по продаже «Центрэнерго» по причине «неясной структуры собственности». Но в сделке, которая проходила через 4 месяца и в которой одной из сторон выступали структуры Медведчука, украинские государственные органы не нашли ничего подозрительного. Продажа была завершена неделю назад. Ради справедливости, надо отметить, что Антимонопольный комитет Украины давал запрос в СБУ и СВР с просьбой прояснить ситуацию по «Нефтебитумному заводу», учитывая случай с «Центрэнерго». Но данные ведомства не нашли нужным ответить за запросы дать заключение.

Дальше мы уходим в область политики. Перед первым туром президентских выборов  Виктор Медведчук вместе с Бойко летит в Москву, а после, 4 апреля уже сам посещает Минск, где вновь встречается с Лукашенко. Официально  речь, естественно шла об урегулировании на Донбассе и политических процессах в Украине. В это же время закрывалась сделка по трубопроводу. При этом Лукашенко, до этого выражавший уверенность в победе Петре Порошенко, вдруг лестно отозвался о Владимире Зеленском.

Дальше события начинают развиваться стремительно. 

Перед вторым туром правительство Российской Федерации внезапно принимает решение о запрете поставок в Украину нефтепродуктов. Речь, в первую очередь, идёт о сжиженном газе, авиационном и дизельном топливе. Ограничения должны заработать с 1 июня 2019. То есть когда новый президент уже будет избран, но ещё не приведён к присяге. Это можно воспринимать как своеобразное приглашение к диалогу, где украинская сторона будет просящей. Суть — выход на новый формат (либо подтверждение старого формата) сделки, в которой, кроме собственно топлива, есть политическая составляющая — как минимум место Медведчука на политической арене.

С одной стороны, дефицит 40% дизельного топлива на украинском рынке может иметь негативные последствия. С другой стороны, у Киева есть возможности тактического манёвра в виде выкупа свободных (не законтрактованных) объёмов дизтоплива в Беларуси, Польше, Румынии. Тем более, что мощности беларуских НПЗ позволяют закрыть весь объём недостачи. Кроме того, в перспективе 9-12 месяцев, Украина может выйти на давальческие схемы, когда она поставляет в Мозырь нефть, получает продукцию, платя только за переработку. То есть Киев вместо политических потерь имеет шансы выйти на новое позиционирование, привязав к себе Беларусь и став для Минска альтернативным источником сырья для нефтепереработки.

Но проходит буквально двое суток и концерн «Белнефтехим» начинает бить тревогу — по трубопроводам из Российской Федерации идёт нефть ненадлежащего качества. Если быть более точным, то превышение хлорорганических соединений в несколько десятков раз. Это производные кислот, которыми, теоретически, могут бороться с парафиновым налётов в нефтепроводах. Либо некачественное сырьё, поступившее в таком виде с месторождений. Проблема данной группы веществ в том, что они в большой концентрации выводят из строя оборудование заводов. А технологических процесс НПЗ достаточно жёстко привязан к параметрам нефтяной смеси. То есть большинство заводов могут работать с ограниченным набором сырья, подходящим по параметрам. Есть исключения — заводы, которые изначально проектировались на использование нефти из разных источников. Таковым в Беларуси является Мозырьский НПЗ, но и для него хлорорганические соединения в таком количестве представляют реальную угрозу. 

Как правило, если на трубопроводах проводятся сервисные работы, то поставщик предупреждает партнёров и те принимают соответствующие меры по предотвращению нештатных ситуаций. В нашем случае предупреждения не было. Более того, российская Транснефть признала проблему лишь через сутки — вечером 19 апреля, заявив, что приведёт нефтяную смесь к нормам, прописанным в стандартах «ко вторнику». То есть к 23 апреля 2019 года.

Таким образом, если бы не контроль на беларуской стороне, то на одном, либо обоих НПЗ страны случились бы масштабные аварии с остановкой производство на срок от нескольких суток до нескольких месяцев. В таком случае о возможности компенсации отсутствия российских поставок из Беларуси украинская сторона могла бы даже не мечтать — под угрозой оказалось бы выполнение даже заранее оговорённых объёмов продажи.

Возникает вопрос: что это было — злой умысел либо просто совпадение событий и разгильдяйство российских нефтяников? Разобраться в этом легко, посмотрев на ситуацию с беларуской нефтепереработкой и беларуско-российскими отношениями. 

Лирическое отступление: Тимошенко, Ющенко, Туркменбаши.

Люди, интересующиеся украинской политикой, естественно знают о газовых договорённостях Юлии Тимошенко и Владимира Путина 2009 года. Часть, возможно, смогут вспомнить ещё один интересный факт — несколькими годами ранее Украина, кроме России, покупала газ и у Туркменистана. Более того, до 2009 года туркменский газ проходил по украинской ГТС — европейским потребителям. Это было возможно благодаря долгосрочным контрактам, заключённым между РФ и Туркменистаном в 2005-2006 годах. Тогда российский монополист начал выкупать весь объём туркменского газа, сделав политически невозможными прямые договорённости между Киевом и Ашгабадом.

Но в 2008 году на фоне кризиса и падения спроса на газ в Европе, договорённости с Туркменистаном стали не выгодными РФ, поскольку в них была зафиксирована минимальная цена на топливо. Попытки Москвы выйти на «формулу» — успеха не дали. Тогда случилась удивительная череда событий.

9 апреля 2009 года на магистральном трубопроводе случается авария — взрыв с возгоранием. Грубо говоря, «труба взлетела в воздух». Причина банальна — российская сторона резко без предупреждения уменьшила объёмы забора газа, что привело к резкому росту давления на турецком участке газопровода. Далее стороны долго обвиняли друг друга. Туркменистан в срочном порядке достроил трубопровод до иранской границы и начал прокачку газа в южном направлении. Но контракты по поставкам европейским потребителям были сорваны.

Российская Федерация возобновила покупку газа у Туркменистала лишь в 2010 году, при условии, что она является единственным покупателем на этом направлении. И, естественно, с новой формулой определения цены. Общий объём поставок, естественно, был ниже а крупных контрактов на самостоятельную поставку потребителям в ЕС уже не заключалось.

Причём здесь Украина? Связь можно проследить как минимум в двух эпизодах.

  • В 2009 году после заключения контрактов Тимошенко-Путин, президент Ющенко полетел в Туркменистан, где собирался договориться о новом сотрудничестве в газовой сфере. Но к моменту его прилёта, туркменская сторона не имела ФИЗИЧЕСКОЙ возможности поставлять топливо — газопровод взорван, после его восстановления необходимы новые переговоры с РФ по транзиту.
  • В 2013 году, когда срок платы полной цены за российский газ становился всё ближе, аналогичный вояж совершил Виктор Янукович. Он так же закончился ничем — на тот момент Туркменистан уже имел потребителей в других регионах, а свободные объёмы полностью выкупались Российской Федерацией.

Таким образом, Украина лишилась единственной реальной альтернативы российскому газу. Кстати, надо отметить, что РФ сотрудничала с Туркменистаном до 2016 года, когда решила стать единственным продавцом газа в ЕС через восточные границы Союза. Но санкции дают о себе знать — объёмы добычи газа в России начинают снижаться и с конца 2018 года покупка недостающих объёмов у Туркменистана снова имеет место.

На этом переходим к теме нефти, Украины и Беларуси.

Одним выстрелом — двух зайцев 

Республика Беларусь — один из основных поставщиков нефтепродуктов на украинский рынок. До появления описанной выше схемы Медведчука, на её долю приходилось до 80% импорта топлива Украиной. Беларуские НПЗ работают на российской нефти марки Urals, но завод в Мозыре обладает большей гибкостью относительно сырья и приспособлен для использования и других сортов нефти. При этом концерн «Белнефтехим» постоянно вкладывает внушительные деньги в модернизацию производств. Так, только за последние два года Новополоцкий и Мозырьский НПЗ было инвестировано порядка 2 млрд долларов США. Оба завода итак являются одними из наиболее современных в регионе — глубина переработки на них колеблется от 72-78% (частичная загруженность) до 87% — 93% при оптимальной нагрузке. Для сравнения, глубина переработки на российских НПЗ колеблется от 68 до 72% в пиковых значениях, на украинских — от 70 до 74%. Среднегодовые показатели беларуских НПЗ, выше не только российских или украинских, но и, например, польских и немецких. По завершению модернизации глубина переработки на Мозырьском и Новополоцком НПЗ в среднегодовом измерении должна составить не менее 91-92%.

Но в такой политике есть и свой минус —  дорогостоящая модернизация привела к росту кредитной нагрузки на предприятия. Достаточно сказать, что с учётом выплат по заимствованиям и вложений в модернизацию, нефтепереработка в Беларуси в 2018 году была убыточной. Большая часть кредитов получены под государственные гарантии. При этом на 2019-2021 годы приходится пик выплат по долгам Республики Беларусь.

Авария и остановка НПЗ требует срочных затрат на ремонт, восстановление производства. Но свободных денег ни у Белнефтехима,  ни у правительства Беларуси нет. Кроме того, под угрозой окажется выполнение обязательств по поставкам нефтепродуктов третьим странам. 

На этом фоне Российская Федерация может предложить «свою помощь» сразу по нескольким направлениям:

  • помочь Беларуси выполнить внешние контракты на поставку нефтепродуктов, взяв на себя обязательства экспортёра
  • начать переговоры о отсрочке выплат по кредитам РФ, либо предложить новые заимствования на ремонт беларуских НПЗ
  • предложить выкупить часть акций нефтеперерабатывающих заводов, либо всего концерна «Белнефтехим» в обмен на обязательства инвестировать в восстановление производства.
  • пытаться купить беларускую нефтетранспортную систему, которую официальный Минск категорически отказывается продавать уже более 20 лет.

Оказавшемуся в затруднительном положении Минску очень трудно будет отказать такому проявлению «дружбы». В результате, в идеальном варианте, Российская Федерация получает контроль над беларуской нефтепереработкой за относительно небольшие деньги. А это практический полный контроль над поставками топлива в Украину. При таком сценарии позиции Киева были бы весьма слабыми — заместить в сумме 70% рынка дизтоплива и 60% рынка бензинов за короткий промежуток времени практически невозможно. А это значит, что новоизбранный президент вынужден бы был пойти на теневые договорённости с Кремлём, попав уже с первых дней в зависимость от соседнего государства.

Параллельно с таким вариантом, возможно и второе пришествие Медведчука — российские компании могли выкупить у Шакутина акции «Нефтебитумного завода» с последующей продажей их куму Путина, тем самым передав под его контроль и продуктопровод «ПрикарпатЗападТранс». 

В худшем случае — Россия не давала бы  возможности для манёвра Украине (помним про угрозу запрета поставок топлива) и усиливала контроль над государственным долгом Беларуси.

Прекрасная и беспроигрышная комбинация, которая не получилась благодаря дополнительному контролю за качеством поступающего сырья, которые ввела беларуская сторона в 2018 году.

Какие варианты развития ситуации в будущем? 

Российская Федерация заинтересована как в получении контроля над беларуским нефтеперерабатывающем комплексом, так и в создании новых схем торговли с Украиной, которые самим фактом своего существования ослабляют позиции новоизбранного президента. И уж тем более, в обоих сферах, если их рассматривать как комплексную задачу.

Поэтому давление РФ на оба государства, формально не связанное между собой будет усиливаться. Как и информационные вбросы, провокации, которые могут вызвать дипломатический конфликт с последующим ухудшением экономического взаимодействия Киева и Минска.

В таком варианте, когда оба государства находятся в уязвимом положении, наиболее логичным шагом было бы развитие сотрудничества. В краткосрочной перспективе проект переработки украинской (купленной Украиной) нефти на беларуских НПЗ является важным, поскольку он: 

  • решает вопрос уменьшения зависимости от поставок российского топлива (равно как и изготовленного из российской нефти);
  • уменьшает зависимость Минска от Москвы, поскольку Киев становится альтернативным поставщиком сырья для беларуского нефтеперерабатывающего комплекса;
  • восстанавливает проект нефтепровода Одесса-Броды, делая его экономически выгодным — перекачка хотя бы 2 млн тонн сырой нефти уже даёт ощутимую прибыль, особенно на фоне сегодняшних убытков, связанных с необходимостью поддержания «трубы» в рабочем состоянии.

Но, в более далёкой перспективе, Украина должна создать условия для прихода инвесторов в собственную нефтепереработку. Цена вопроса — от 2 млрд. долларов — существенная сумма. А стране нужен хотя бы ещё один НПЗ, который, в отличие от существующих, имеет высокие показатели глубины переработки нефти.

Автор — аналитик Украинского института будущего

«>

22.04.2019
19:56
Источник

Previous Post

Коломойский сообщил, когда вернется в Украину

Next Post

Шоумен: если увидите хотя бы один портрет Зеленского в кабинете чиновника – знайте, с ним система тоже «договорилась»

@admin@

@[email protected]

Next Post

Шоумен: если увидите хотя бы один портрет Зеленского в кабинете чиновника – знайте, с ним система тоже «договорилась»

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

No Result
View All Result
  • Home 2
  • Home 3
  • Home 4
  • Home 5
  • ru
  • О нас
    • Контакты
    • Реклама

Copyright © 2022 Улюблена Одеса